Худой мир лучше хорошей войны — в пятницу в 6 часов вечера по Киеву наступило перемирие
Стороны сложили оружие, но сообщения о том, что последние минуты перед объявлением хрупкого мира и украинская армия, и ополченцы, использовали по полной, сыпались на ленты информационных агентств. Противостояние под Мариуполем в эти последние минуты было жестким - местные власти сообщали о погибших и раненых.
Судя по всему, сейчас перемирие соблюдается не везде. На лентах агентств - сообщения о боях местного значения, о стрельбе под Мариуполем, но ни одна из сторон ответственности за эти обстрелы на себя не берет. И те, и другие говорят, что важно не поддаваться на провокации и сохранить это хрупкое равновесие, избежать новых жертв.
Сколько всего погибло на Украине за эти страшные месяцы, наверное, не узнаем никогда. По официальным данным ООН, 2600 человек, по неофициальным - счет может идти на десятки тысяч. Тех, кто сражался за родину - и жителей Донбасса, и украинских солдат, отправленных в Донбасс военачальниками под флагом "задави сепаратиста". Все они - жертвы этой страшной гражданской войны, в которой победителей не бывает.
Внезапно накануне перемирия привычные картины украинской войны сменила эта — настоящий артобъект. Украинский Т-64, почему-то с надписью "На Москву", буквально разбивается о мирные договоренности — дальше противотанковых ежей с призывами "Нет войне" боевая машина не прошла. Двигатель продолжает работать. Как трактовать этот символ, особенно после объявленного перемирия, неясно. Местным жителям пока вообще непросто привыкнуть жить без войны.
В наступление мира тут пока мало кто верит, но даже эти ночи и дни без звуков мин и снарядов дорогого стоят. Свадебная машина на улице, в центре раздают гуманитарную помощь, ополченцы без оружия — с детьми, прохожие в парке, на лавочке.
Мира ждали на самом деле едва ли не все украинцы. Жители Донецка и Снежного требовали, чтобы не убивали безоружных. Жены и матери украинских военнослужащих умоляли вернуть их родных, раз уж на фронт их отправили голодными и без оружия. Наконец, о переговорах заговорили даже те, кто сам в первых рядах отправился на юго-восток воевать с шахтерами, таксистами и предпринимателями, которых Киев начал считать террористами.
До последних минут минских переговоров во всех городах Донецкой и Луганской республик продолжалась самая настоящая война. Ракеты и снаряды снова залетали в центр Донецка, и снова, порой прямо в своих квартирах, погибали горожане, которые не смогли уехать из прифронтового города.
Горели дома и автомобили в Иловайске — весь город в руинах. Отбитый ополченцами луганский аэропорт не узнать: осталось одно название. А некоторых деревень и поселков вообще не стало. Харцизск еще держался, но под прицелом тактических ракет.
Надеялись на чудо, но понимали: сию минуту война не закончится.
"Надеюсь, но доверять сложно, ведь были уже попытки, но ни к чему хорошему это ни привело", - говорит женщина.
Перемирие должно зафиксировать некий статус-кво: участники противостояния в Киеве и республиках складывают оружие и остаются каждый при своих, потерях и приобретениях.
Карта боев последних дней выглядит так. Луганская народная республика остается практически полностью под контролем ополченцев, в том числе граница с Россией. Однако северо-восточнее от Луганска еще находятся боеспособные части украинской армии. Примерно половину Донецкой народной республики — юго-восточную часть — контролируют силы армии Донбасса, включая портовый город Новоазовск. Мариуполь и окрестности — пока оспариваемая территория, за нее до последнего велись бои. Местность в границах Дебальцево, Краматорска, Славянска, Красного Лимана и Северска оставлены ополченцами. Также в ДНР сохраняются так называемые котлы — силы украинской армии блокированы в районе Амвросиевки, Старобешево и Еленовки.
Жители городов, последние недели жившие в подвалах, обсуждают очередные переговоры о мире, хотя и сомневаются в том, что война скоро закончится.
"В перемирие мы не верим. Потому что уже неоднократно заключалось вроде бы как перемирие, которое потом использовалось как передислокация войск", - говорят они.
"Перегруппировка войск украинских Вооруженных сил продолжается ударными темпами. Север Луганской области просто напичкан вооружением и личным составом, продолжается строительство огневых точек, строятся укрепрайоны. Про мир никто речь не ведет", - говорит командир мехбригады "Призрак" Алексей Мозговой.
Эксперты указывают и на то, что в мирном плане не заинтересовано высшее политическое и военное руководство Украины. Окончание войны может ударить по карману многих функционеров.
"Хунта списала миллиарды на эту войну. Если ее закончить сегодня, народ скажет: подождите, господа, а деньги где? Где та техника, которую вы якобы обещали, ведь в шлепанцах уходят на фронт призывники. Ведь Украина сегодня стала лидером на черном рынке продаж вооружений. То есть заказывается якобы для армии техника, а поставляется в третьи страны", - говорит военный эксперт Александр Жилин.
Война не все списывает - эти истории уже попадают в прессу. Но наказание, судя по всему, понесут не чиновники правительства или Минобороны, а те, кто отказывается воевать голыми руками. На минувшей неделе в Одессе арестовали командира батальона "Прикарпатье" Виталия Комара. Его обвинили в дезертирстве — он вынужденно вывел с поля боя под Иловайском 400 бойцов. На автобусах — ну не было у них другой боевой техники! — военные вернулись в родной Ивано-Франковск.
"Обстановка, которая сложилась в тот момент на месте пребывания батальона, была очень сложной. Если бы люди не были отведены с тех позиций, было бы очень много жертв. 200-300 человек погибли бы", - сказал Виталий Комар.
Пока одни спорят о том, кто он, командир Комар — герой или предатель, и грозит ли ему 10 лет колонии, находятся и те, кто в этой суете хотел бы повесить на него куда более серьезные неудачи — просчеты, промахи, махинации и обычное воровство. Об этом рассказал бывший депутат Коломыйского горсовета Юрий Палийчук: "Последнее, что он успел сообщить – его заставляют подписать документ, согласно которому он якобы получил 14 БТР, и все они сгорели в зоне боевых действий. В обмен на это обещают "спустить дело на тормозах", в противном случае – арест. Чтобы вы понимали, БТР батальон вообще не видел. Из техники у них были только школьные автобусы".
Мирные договоренности - очень хрупкие. Стороны пока не обвиняли друг друга в их нарушении, но режим прекращения огня действует не везде. Ополченцы сообщают о немногочисленных фактах обстрелов. В первую ночь после объявления перемирия несколько снарядов попали в Амвросиевку и Старобешево. Погибли 4 дончан. Чуть позже звуки взрывов слышались в восточной части Мариуполя. Несколько мин и снарядов упали на городской окраине. Осколками повреждена автозаправочная станция. В здании поблизости выбило все стекла.
"Порошенко не может контролировать подразделения все, что атакуют Донбасс. Как бы ему ни хотелось, если у него и есть такое желание, на его приказы эти отряды просто не реагируют. Тот же батальон "Днепр" в Артемовске сказал, что нас это не интересуют, у нас свои задачи, мы будем выполнять их до победы", - рассказывает бывший председатель Президиума Верховного совета (парламента) Донецкой народной республики Денис Пушилин.
Даже в этих сложных условиях не наступившего до конца мира на Украину все же возвращаются многие, кто бежал от боев в Россию. В Ростовской области закрывают палаточные лагеря — холодает, к тому же беженцев в последнее время заметно меньше.
За 5 месяцев этой гражданской войны до 40 процентов жителей Донецка и Луганска покинули свои дома. По данным российской миграционной службы, в Россию въехали 800 тысяч украинцев, 130 тысяч из них попросили здесь убежище.
Там, где стало потише, школы может и не оказаться. Более 200 учебных учреждений разрушены. В таком же состоянии заводы, фабрики, пекарни, коммунальные предприятия. Наконец, жилье обычных граждан — многие остались на улице, без жилья и имущества.
Если предположить, что боевые действия не возобновятся, для восстановления поврежденной инфраструктуры на территории Донецкой и Луганской народных республик, по подсчетам экспертов, потребуется не менее 8 миллиардов долларов. 2 миллиарда долларов только для того, чтобы пережить зиму с электричеством, водой и теплом.
"НАТО предложило 15 миллионов долларов, ЕС сказал, что даст материальную помощь в 24 миллиона долларов, но это очень мало. Это, считай, раздать пайки тем, кто вообще не имеет крыши над головой", - говорит экономист Александр Охрименко.
О таких деньгах жители того же Донецка сейчас не думают. Сейчас здесь больше ценят тишину и покой. Есть время наладить водоснабжение, подачу электричества на поврежденных участках. Наконец, привести в порядок улицы города. Дворники уверяют, что управятся за месяц, если не будет новых обстрелов.