Ополченцы продолжают «гуманитарно-боевую операцию», продвигаясь к Азовскому морю
Армия Новороссии выбила украинских силовиков с их последнего плацдарма под Луганском: самооборона теперь контролирует важную переправу и ряд инфраструктурных объектов, включая крупнейшую электростанцию региона.
Удерживая прежние рубежи, ополченцы продолжают свою, как они сами это называют, "гуманитарно-боевую операцию" в южном направлении, продвигаясь к Мариуполю и Азовскому морю.
Подконтрольные Киеву подразделения несут потери, причём такие, которые от центра уже не скрыть. Пётр Порошенко на последнем совещании с главами ведомств пообещал жёсткие кадровые решения. Но вводить военное положение отказался, несмотря на многочисленные призывы политиков.
В крохотном селе Грабовском всего несколько улиц. И на каждой теперь - сгоревшая техника. Это бывшие огневые точки украинских силовиков, которые ещё недавно контролировали село и, по сути, местных жителей.
Выбили украинских силовиков ополченцы. Теперь люди осматривают окресности. Поля выжжены, селяне собирают обгоревшие подсолнухи и пересчитывают скот. В этом хозяйстве было сорок коров, осталось пятнадцать. Часть убило снарядами, других пришлось отдать.
Здесь тоже украинские части отступали. Дорога на Еленовку: брошенная техника и окопы. Местным жителям проезд пока закрыт, машины разворачивают.
"Регулируем пока движение, чтобы не проехали, не подорвались, потому что дорога заминирована вся. Ждём специалистов", - говорит местный житель.
Теперь люди рассказывают, как жили в посёлках, захваченных украинскими батальонами. О бесчинствах "Айдара" в Новосветловке местные жители вспоминают возле обстрелянного храма.
"Зверствовали они тут неплохо. Дома грабили. Где не открыто, там другой, там из подствольника открыли. Вот и вся любовь", - говорит один из них.
Любовь к приключениям. Как бы жутко это ни звучало, в этом признался пленный боевик батальона "Азов". Он рассказал, что на стороне украинских войск сражаются граждане Евросоюза. Вместе с ними он участвовал в боевых действиях.
"Были шведы, француз был, два грузина было. В июле месяце они были, потом уехали, в Иловайск выезжали. Иностранцы были в штурмовой группе все. Они не ходили в наряды, в столовую, на КПП. Они в основном снайпера, на дальнем расстоянии работают. Они даже себя документируют, на камеру снимают, в интернете выкладывают", - рассказал он.
Большинство иностранцев, по словам члена батальона, так называемые "военные туристы", для которых драматические события на юго-востоке - своеобразное сафари.
"Туда приходишь, даёшь документы, говоришь, я хочу принять участие в зоне АТО. Приезжали воевать, как спортивный интерес. Приехали, 2-3 недели, месяц повоевали, и всё", - говорит солдат.
Ополченцы продолжают выбивать украинские войска и батальоны из населённых пунктов. Под контроль сил самообороны перешли Благодатное, Радчанский и Вахрушево. Взят населённый пункт Малониколаевка. От украинских диверсантов зачищен район Еленовки.
Артиллерия нанесла удар по технике карателей в районе Георгиевки на западных окраинах Донецка и в районе села Лутугино. В общей сложности уничтожены одна установка "Град", три бронетранспортера, семь автомобилей. До 40 раненых и убитых украинских военнослужащих.
Родственики погибших ещё в начале августа солдат до сих пор не могут их похоронить. Где тела многих бойцов, неизвестно. Юрий Степанюк потерял брата, который служил в 30-й механизированной бригаде. Месяц назад матери позвонили ополченцы, сообщили о гибели сына и попросили забрать тело.
"Они мне рассказали, что они вели диалог с Национальной гвардией по поводу того, чтобы обменять тела. Они сказали, что ваша Национальная гвардия отказалась забрать все тела", - рассказывает Юрий.
Иванне о гибели брата тоже сообщили ополченцы. И даже прислали видео с поля боя. Но в военкомате о судьбе солдата молчат. Последний раз он выходил на связь 6 августа.
"Он в боевых действиях полностью разочаровался, сказал, командования нет никакого, к ним относятся не как к людям. В последний раз мы ему позвонили, он сказал, у меня всё хорошо, а потом начались выстрелы. И он сказал: ой, снова началось. Что-то дальше, бежит, тикает, телефон потом выключился, и никакой связи с ним не было", - рассказала она.
Многие выжившие попали в плен. Под Иловайском ополченцам сдались 680 человек, сообщил руководитель Центра обмена пленных Владимир Рубан. В эфире телеканала Украина он рассказал, что пока удалось освободить лишь 30 силовиков, и это из одного боевого котла, а их с каждым днём всё больше. Поэтому генерал-полковник запаса призвал Киев задуматься о переговорах.
"У нас неподготовленные командиры, у нас неподготовленные тылы. Такие войны приводят к тому, что лучшие украинцы, генофонд нации истребляются. Возможно, надо задуматься и договориться. Или лучше проиграть такую войну — мы сохраним генофонд", - сказал он.
Руководство Украины тем временем сообщило, что рассматривает новый формат силовой операции на юго-востоке. Впрочем, подобных заявлений за лето было сделано немало.