Главное политическое событие дня — саммит в формате Таможенный союз — Украина — ЕС
Главное событие сегодняшнего дня - саммит в Минске, в котором участвуют лидеры стран Таможенного союза - России, Белоруссии и Казахстана, а также президент Украины и представители ЕС. На повестке - экономические проблемы, которые возникли после подписания Киевом договора с Брюсселем, острейший кризис на юго-востоке Украины и гуманитарная катастрофа в зоне конфликта. В зале заседаний переговоры в многостороннем формате длились более четырёх часов. Сейчас участники встречи продолжают общение на рабочем обеде.
Чем ближе были эти переговоры в Минске, тем больше аналитики упражнялись в предсказаниях их результатов. Кто-то говорил, что, судя по заявлениям канцлера Германии Меркель, побывавшей в Киеве на днях, Украину настоятельно попросят отказаться от применения силы. Кто-то, ссылаясь на то же самое, говорил, что обратятся к России с просьбой оказать давление на ополченцев юго-востока.
Оптимисты говорили о возможном прорыве. Пессимисты напоминали, что политика Киева полностью подчинена Вашингтону, а его представителей на переговорах нет. Значит, не будет и результата. Реалисты с надеждой говорили: это начало долгой дороги. Все внимание лидерам России и Украины: пожмут ли руки, согласятся ли на переговоры с глазу на глаз. Естественно, журналисты ловили, каждый взгляд и каждый жест. Например, то, как картинно президент Украины снял улыбку с лица, пожимая руку Владимира Путина.
Обратили внимание и на то, что еще до начала встречи Порошенко сначала демонстративно, отдельно, встретился с представителем ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон. И, конечно, на то, кто где стоял во время фотографирования. Слева от хозяина переговоров — президент России, справа - президент Украины. Во время самой первой их встречи, на 70-летии высадки союзников в Нормандии, европейцы постарались поставить их подальше друг от друга. В Минске все было по-другому. А в дальнем углу резиденции Лукашенко, на всякий случай, стояли заготовленные для переговоров флаги, всех кто сюда приехал.
Но все же официальный повод для этой встречи— экономические отношения Таможенного союза с Украиной и ЕС. При наличии российско-украинской интриги, не стоит умалять и сам факт этих переговоров. Еще пару месяцев назад еврочиновники и слушать о таком формате не хотели. Теперь наличие проблем, в связи с вступлением Украины в ассоциированное членство с ЕС, в Брюсселе признали. Но Путин на всякий случай напомнил о них еще раз.
В. Путин: "Украина, как известно, тесно интегрирована в экономическое пространство СНГ. По сути, наряду с Россией, Белоруссией, Казахстаном она является неотъемлемой составной частью крупнейшего в мире хозяйственного комплекса, создававшегося не на протяжении каких-то лет и десятилетий, а создававшегося на протяжении веков без всякого преувеличения. Компании наших стран наработали тесные кооперационные связи во всех базовых отраслях: в топливно-энергетическом комплексе, в том числе в атомной энергетике, в химическом производстве, авиа-, машиностроении, космосе, металлургической промышленности, металлообработке, строительстве, сельском хозяйстве. Налажены уникальные производственные цепочки, созданы целые технологические альянсы. На наш взгляд, было бы целесообразно не только сохранить, но и значительно нарастить взаимодействие. Однако возникает вопрос: можно ли всего этого добиться, если реально заработает соглашение об ассоциации Украины с ЕС".
Путин с цифрами в руках терпеливо описал ситуацию. У Таможенного союза и ЕС разные технические стандарты, разные санитарно-ветеринарные нормы. Страны Таможенного союза же не обязаны за свой счет адаптироваться к правилам ЕС, только от того, что этого захотелось Украине. Ей, кстати, это обойдется в миллиарды евро. Но Порошенко, похоже, не склонен вдаваться в детали, по-прежнему повторяя мантру про европейский выбор.
П. Порошенко: "Последовательная реализация данного соглашения никоим образом не может повредить нашим традиционным партнерам — государствам-участникам Таможенного союза, равно как и другим всем нашим партнерам. Предусмотренный соглашением с ЕС торговый режим не угрожает ни чьим интересам. Более того, я убежден, что он совместим со свободной торговлей с членами Таможенного союза".
Путин напомнил, что сразу после ратификации соглашения с ЕС, уже в сентябре, Киев обнулит почти все пошлины на импорт из Евросоюза. В итоге на Украине европейские товары вытеснят менее конкурентные украинские с ее рынка.
В. Путин: "Мы понимаем наших европейских партнеров, они практически и сейчас уже освоили очень хорошо украинский рынок, хотят добрать все, что там еще осталось и вытеснить всех остальных. Кроме того, менее конкурентоспособная украинская продукция будет вытесняться с самого украинского рынка. Куда? Прежде всего, в Россию и в другие страны Таможенного союза, но прежде всего к нам. У нас есть большие подозрения, я уже об этом говорил, и большие угрозы, что через территорию Украины пойдёт европейский товар. Вот Пётр Алексеевич будет выступать, он скажет, я вижу, он не согласен со мной. У нас даже в рамках Таможенного союза уже сегодня идёт запрещённый сегодня к ввозу на территорию Российской Федерации товар из стран ЕС. В данном случае, к сожалению, через Белоруссию. Вот написано: страна происхождения – Белоруссия. Наклейку сорвали – Польша. С Украины это будет в десятки раз, захлестнёт просто. Понимаете? Захлестнёт".
Президент Росси уверен, что руководство Белоруссии старается положить конец подобным нарушениям. На этот счет с Минском есть соглашение. Киев же разговаривать об этом не собирался, так же как и Брюссель.
В. Путин: "С нами никто об этом никогда не разговаривал. Да и вообще, на самом деле с нами практически никто никогда не говорил по тем проблемам, которые я сейчас назвал. По самым скромным оценкам, совокупный ущерб только для экономики России может составить 100 миллиардов рублей, это на первом этапе 3 миллиарда долларов. Под ударом окажутся целые секторы нашей промышленности, агропромышленного комплекса со всеми последствиями для темпов хозяйственного роста и занятости населения. Потери будут, конечно, и в Белоруссии, и Казахстане. Россия в этой ситуации, конечно же, бездействовать не может. И мы просто вынуждены будем, я хочу это подчеркнуть, принять ответные меры, защитить свой рынок. В полном соответствии с положениями соглашения СНГ о зоне свободной торговли и нормами ВТО, я хочу это подчеркнуть, будем вынуждены отменить преференции к импорту с Украины. Отмечу: мы не хотим кого-то дискриминировать, не собираемся и не будем этого делать. Я хочу это просто подчеркнуть, чтоб было всем ясно. Просто будем вынуждены ввести в отношении Украины стандартный торговый режим. Тот же, который применяется в том числе в торговле между Россией и Евросоюзом. Он так и называется – режим наиболее благоприятствуемой нации. И звучит красиво, и по сути так. Но только без всяких преференций, которые сегодня предусмотрены в рамках зоны свободной торговли СНГ".
Путин еще раз подчеркнул: Россия всегда открыта для переговоров.
В. Путин: "Мы, подчёркиваю, готовы обсуждать любые, основанные на учёте взаимных интересов варианты нашего взаимодействия. Готовы обменяться мнениями по сложившейся на Украине острой кризисной ситуации, которую, уверен, нельзя разрешить путём дальнейшей эскалации силового сценария без учёта насущных интересов юго-восточных регионов страны и без мирного диалога с их представителями".
Как бы отвечая на этот призыв, Порошенко говорил о том, что намерен считаться с интересами юго-восточных русскоязычных регионов. О том, что каждый на Украине будет говорить на том языке, который выберет.
П. Порошенко: "Интересы Донбасса, я это гарантирую, должны и будут учтены. Вчера в строгом соответствии с Конституцией Украины я принял решение о проведении 26 октября досрочных парламентских выборов в Украине. Это решительный шаг в направлении широкого национального диалога, децентрализации власти, реализации мирного пути развития".
Словом, все это было бы прекрасно, если бы в эти минуты армия Украины не продолжала убивать мирных граждан на юго-востоке. а все разговоры о прекращении огня в Киеве не заканчивались бы лозунгами о войне до победного конца. В то время как, по мнению хозяина встречи, белорусского президента, все европейцы должны сплотиться, чтобы прекратить это кровопролитие.
А. Лукашенко: "Самое ужасное то, что слово "война" вновь вошло в повседневный обиход обычного европейца. Политика, разум отходит на второй план, все или большинство проблем пытаются решить через прицел автомата. Раньше это было далеко, где-то на других континентах, в других регионах. Сегодня это происходит в нашем общем доме. Но ведь мы все европейцы, что нам делить в нашей общей семье?! Мы должны сделать все возможное, чтобы этот дом не рухнул. Первостепенная задача — любой ценой остановить кровопролитие, добиться мира. Война — это путь в никуда, это тупик, выбраться из которого чрезвычайно сложно. Раскручивающая спираль взаимных обвинений, ультиматумов, санкций чревата тем, что новые разделительные линии пройдут уже не на бумаге, а станут реальными глубокими ранами на теле Европы".
Президент Казахстана убежден: продолжение насилия на Украине давно перестало быть ее внутренним делом.
Н. Назарбаев: "Ситуация в Украине давно вышла за пределы страны, приобретает международный масштаб, достигнув критической точки кипения. Весь мир за этим следит. Дальнейшее нарастание напряженности может привести к непредсказуемым последствиям не только в региональном, но и в глобальном масштабе. Это, прямо скажем, опасно для всего мира в целом. Необходимо отметить, что для продвижения вперед важна ответственность сторон при принятии решений. Достижение какого-то результата невозможно без взаимных компромиссов и уступок".
Все участники встречи подчеркивали: экономический коллапс на Украине не нужен никому. От этого пострадают все ее партнеры: и старые, и новые.
Скоро зима, а многие жители юго-востока в результате боев остались без жилья, работы и средств к существованию. Украина — важнейший транзитер российского топлива в Европу, и эти поставки под вопросом. Говоря от имени Таможенного союза, Нурсултан Назарбаев говорил о том, что это объединение готово оказать Украине помощь и не только гуманитарную. И, естественно, ЕС не останется в стороне. Но главное условие для этого — прекращение огня. Услышит ли Петр Порошенко эти призывы, всем понять будет очень просто.
В эти минуты саммит в Минске продолжается. Наибольший интерес вызывает возможная отдельная встреча президентов России и Украины. Как заявил накануне пресс-секретарь Дмитрий Песков, в Москве настроены на откровенный разговор по урегулированию украинского кризиса и по гуманитарным вопросам.
Ключевые заявления Владимира Путина по итогам переговоров с Петром Порошенко читайте в материале >>