Дорожная приватизация — транспортная инициатива в Эстонии, плоды которой сейчас пожинает население
По закону в стране приобрести на аукционе участок дороги или парковку во дворе может любой желающий, а дальше делать, что пожелает: перепродать или начать собирать плату с жильцов.
Недавно жители одного из микрорайонов Таллинна узнали о том, что за проезд к собственным домам им теперь нужно платить. За парковку - тоже. Евро в час или три за день. Фирма-застройщик обанкротилась, и прилегающий к домам земельный участок вместе с дорогой продали с аукциона. Новый хозяин считает, что жильцы должны компенсировать ему расходы на содержание дороги.
"Если вы не хотите платить 58 евро в год с каждой квартиры - а здесь кстати 220 квартир – умножайте на 58 евро – мы закроем дорогу шлагбаумом, и вы должны будете звонить каждый раз, чтобы попасть домой", - говорит житель Таллинна Симо Сооло.
Предприниматель предложил жителям и еще один вариант – выкупить у него дорогу за 48 тысяч евро. При этом ему самому она досталась на аукционе всего за тысячу евро. Платить втридорога люди отказались. И сейчас ведут переговоры с бизнесменом уже через адвоката. Между тем, частные дороги активно стали появляться и в других микрорайонах Таллинна. На въезде на них - "кирпичи", а то и вовсе шлагбаумы или ворота.
Один из предпринимателей купил дорогу за 20 тысяч евро. После этого здесь появился знак "Движение для грузовиков запрещено". Жильцы возмущаются: теперь к их домам не могут проехать даже, например, мусоровозы. Между тем, месяц назад на аукцион была выставлена еще и вот эта дорога по соседству.
Ее по просьбе жителей окрестных домов выкупило самоуправление. Но это – исключительный случай. Как правило, об аукционах, на которых продают дороги, и горожане, и власти узнают уже после того, как они состоялись – утверждает старейшина одного из таллиннских районов Марек Юргенсон.
"Обычно стартовая цена на аукционе очень низкая – дорогу могут продавать и за 70 евро. Вот все и начали их скупать. Проблема в том, что по эстонскому законодательству ни у представителей самоуправлений, ни у жильцов нет права "первой руки". Это неправильно. Мы уже направили письмо в Сейм с просьбой обратить внимание на эту проблему", - говорит старейшина района Хааберети Марек Юргенсон.
А тем временем эстонские предприниматели начали активно перепродавать дороги друг другу. Эстонцы только и успевают замечать появление все новых знаков на проезжей части.
"Сейчас это одна из форм ведения бизнеса – смотреть, где строятся дома, покупать дороги, которые ведут к этим домам, и заламывать такие условия, которые не то что несправедливы, а просто люди не могут потянуть", - говорит житель Таллинна Арег Арутюнян.
Когда Арег строил свой дом, хозяин дороги требовал 35 евро за проезд по ней каждой машины со строительными материалами. И вызывал полицию каждый раз, когда тот отказывался платить. Сам Константин Иванишвили, скупивший на эстонских аукционах по дешевке уже 70 дорог, объясняет: ничего личного, бизнес есть бизнес.
"По закону Иванишвили должен содержать эту дорогу – законом это определено – трава не больше 7 сантиметров, снег должен убираться в течение 24 часов после того как он выпал. А если у меня нет денег – как я буду это делать? Тогда я прихожу к людям, которые пользуются дорогой, и говорю: господа, заплатите мне", - объясняет предприниматель Константин Иванишвили.
По словам юристов, ответ на главный вопрос – почему массовая продажа дорог общественного пользования в Эстонии в принципе стала возможной – надо искать в 90 годах.
"В Эстонии реформа собственности была всеохватывающей, очень широкой. И об этой проблеме никто не задумывался. Все приватизировали – дороги вместе с недвижимостью, и немало дорог оказалось в частной собственности", - говорит юрист Энн Тальп.
Теперь эстонцы пожимают плоды этой приватизации и требуют от властей, чтобы те вернули по крайней мере все городские дороги в муниципальную собственность. Это можно сделать через суд. По закону об отчуждении имущества. Но тогда самоуправлениям придется выплачивать хозяевам дорог немалые компенсации. Вероятно поэтому пока власти не спешат с исками.