Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
20 августа 2014, 12:19

Дорожная приватизация — транспортная инициатива в Эстонии, плоды которой сейчас пожинает население

По закону в стране приобрести на аукционе участок дороги или парковку во дворе может любой желающий, а дальше делать, что пожелает: перепродать или начать собирать плату с жильцов.

Недавно жители одного из микрорайонов Таллинна узнали о том, что за проезд к собственным домам им теперь нужно платить. За парковку - тоже. Евро в час или три за день. Фирма-застройщик обанкротилась, и прилегающий к домам земельный участок вместе с дорогой продали с аукциона. Новый хозяин считает, что жильцы должны компенсировать ему расходы на содержание дороги.

"Если вы не хотите платить 58 евро в год с каждой квартиры - а здесь кстати 220 квартир – умножайте на 58 евро – мы закроем дорогу шлагбаумом, и вы должны будете звонить каждый раз, чтобы попасть домой", - говорит житель Таллинна Симо Сооло.

Предприниматель предложил жителям и еще один вариант – выкупить у него дорогу за 48 тысяч евро. При этом ему самому она досталась на аукционе всего за тысячу евро. Платить втридорога люди отказались. И сейчас ведут переговоры с бизнесменом уже через адвоката. Между тем, частные дороги активно стали появляться и в других микрорайонах Таллинна. На въезде на них - "кирпичи", а то и вовсе шлагбаумы или ворота.

Один из предпринимателей купил дорогу за 20 тысяч евро. После этого здесь появился знак "Движение для грузовиков запрещено". Жильцы возмущаются: теперь к их домам не могут проехать даже, например, мусоровозы. Между тем, месяц назад на аукцион была выставлена еще и вот эта дорога по соседству.

Ее по просьбе жителей окрестных домов выкупило самоуправление. Но это – исключительный случай. Как правило, об аукционах, на которых продают дороги, и горожане, и власти узнают уже после того, как они состоялись – утверждает старейшина одного из таллиннских районов Марек Юргенсон.

"Обычно стартовая цена на аукционе очень низкая – дорогу могут продавать и за 70 евро. Вот все и начали их скупать. Проблема в том, что по эстонскому законодательству ни у представителей самоуправлений, ни у жильцов нет права "первой руки". Это неправильно. Мы уже направили письмо в Сейм с просьбой обратить внимание на эту проблему", - говорит старейшина района Хааберети Марек Юргенсон.

А тем временем эстонские предприниматели начали активно перепродавать дороги друг другу. Эстонцы только и успевают замечать появление все новых знаков на проезжей части.

"Сейчас это одна из форм ведения бизнеса – смотреть, где строятся дома, покупать дороги, которые ведут к этим домам, и заламывать такие условия, которые не то что несправедливы, а просто люди не могут потянуть", - говорит житель Таллинна Арег Арутюнян.

Когда Арег строил свой дом, хозяин дороги требовал 35 евро за проезд по ней каждой машины со строительными материалами. И вызывал полицию каждый раз, когда тот отказывался платить. Сам Константин Иванишвили, скупивший на эстонских аукционах по дешевке уже 70 дорог, объясняет: ничего личного, бизнес есть бизнес.

"По закону Иванишвили должен содержать эту дорогу – законом это определено – трава не больше 7 сантиметров, снег должен убираться в течение 24 часов после того как он выпал. А если у меня нет денег – как я буду это делать? Тогда я прихожу к людям, которые пользуются дорогой, и говорю: господа, заплатите мне", - объясняет предприниматель Константин Иванишвили.

По словам юристов, ответ на главный вопрос – почему массовая продажа дорог общественного пользования в Эстонии в принципе стала возможной – надо искать в 90 годах.

"В Эстонии реформа собственности была всеохватывающей, очень широкой. И об этой проблеме никто не задумывался. Все приватизировали – дороги вместе с недвижимостью, и немало дорог оказалось в частной собственности", - говорит юрист Энн Тальп.

Теперь эстонцы пожимают плоды этой приватизации и требуют от властей, чтобы те вернули по крайней мере все городские дороги в муниципальную собственность. Это можно сделать через суд. По закону об отчуждении имущества. Но тогда самоуправлениям придется выплачивать хозяевам дорог немалые компенсации. Вероятно поэтому пока власти не спешат с исками.

 

Читайте также: