Евросоюз и США расширяют санкции против России
Владимир Путин и Барак Обама на этой неделе говорили по телефону. Основная тема - ситуация на Украине. Президенты России и Соединенных Штатов одобрили работу контактной группы в Минске и отметили, что переговоры в таком формате надо продолжить. В заседании принимали участие представители Москвы, Киева, ОБСЕ, а также юго-востока Украины. Достигнуто соглашение об обмене пленными - по 20 человек с каждой стороны.
Владимир Путин во время этого телефонного разговора отметил также - введение Вашингтоном новых санкций - непродуктивная линия. Она наносит серьезный ущерб двустороннему сотрудничеству и международной стабильности в целом. Главы государств согласились: нынешнее положение дел не отвечает интересам обеих стран.
Новый пакет санкций, который на этой неделе одобрили в Вашингтоне и Брюсселе, предусматривает ограничения не только для отдельных граждан или компаний, но и для целых отраслей российской экономики - в сфере финансов, оборонной промышленности и высоких технологий.
Толстый слой пыли. Разбитые окна. Сломанное оборудование. Когда-то на Азовском ликероводочном заводе выпускали пятьдесят тысяч бутылок за смену - одной водки было 18 наименований. В 2003 году завод разорился. На этой неделе местные жители - давясь от смеха - пересказывали друг другу сенсационную новость - ликероводочный завод попал под европейские санкции.
"Это очень смешно. Как может быть санкция к заводу, который простоял уже десять лет? Мне кажется, уже нечем больше укусить за то, что мы вернулись на нашу родину, в Россию", - говорит механик Михаил Гориздра.
Возможно, еврочиновники составляли список что называется "не глядя", а может по своему поняли установку на секторальные санкции, внеся в перечень и крымскую "Массандру" - были уверены что нанесли удар по виноводочному сектору экономики. На этой неделе под европейские санкции попала еще и авиакомпания "Добролет", Российский национальный коммерческий банк и оборонное предприятие "Алмаз-Антей". В "черный список" вошли четыре предпринимателя и четыре чиновника. Это первый замглавы администрации президента Алексей Громов, крупнейшие акционеры банка "Россия" Юрий Ковальчук и Николай Шамалов, бизнесмены Аркадий Ротенберг и Константин Малофеев. Также глава МВД Крыма Сергей Абисов, спикер Верховного совета ДНР Борис Литвинов и представитель пресс-службы провозглашённой Луганской республики Оксана Чигрина.
Практически сразу появился и новый американский санкционный список. Причем холостых залпов по неработающим ликероводочным заводам США себе не позволяет. Лакомый кусок для них - российский оборонный комплекс. Под третью волну санкций попала Объединенная судостроительная корпорация, в нее входит 15 конструкторских бюро и более сорока заводов, которые выпускают гражданские суда и военные корабли. В руководстве корпорации говорят, что ожидали нечто подобное - когда еще представится случай нанести удар по российской оборонке?
"Мы изначально вели деятельность корпорации таким образом, чтобы не подвергать себя каким-то рискам наших иностранных контрагентов. У нас нет активов на сегодняшний день в США, все наши денежные счета находятся в российских банках, но даже если счета в российских банках, но деноминированы в долларах, это создает для нас неудобства и сложности, поскольку расчеты в долларах для нас закрыты. Будем учиться работать без этих инструментов", - говорит президент ОАО "Объединённая судостроительная корпорация" Алексей Рахманов.
Тем не менее, задача для отечественной оборонки предельно ясна - обеспечить производство всех компонентов внутри страны. У России уже есть план импортозамещения. К тому же кризис на Украине разрушил кооперацию которая сложилась еще со времен Советского Союза - по словам главы государства, производство военной продукции должно стать не только независимым от других стран, но и более современным.
"Эти сложности в конечном итоге должны пойти нам на пользу, потому что мы должны развернуть собственное производство там, где его пока не было. Тем более, что некоторые вещи, которые мы с вами получали, и которые задействованы были в программе госвооружения, они в общем-то уже и старенькие, уже и технологии старые, и оборудование, на котором все это производится, старенькое. А мы можем и должны сделать на современной, высокотехнологичной базе, так, как это у нас получается, когда мы соответствующим образом организуем работу, настойчиво и последовательно и, конечно, деньгами ни в коем случае разбрасываться не нужно, нужно все посчитать", - сказал Владимир Путин.
Самыми болезненными, как считали на Западе, для России должны были стать так называемые секторальные санкции, направленные не против отдельных предприятий, а целых секторов экономики. Например, финансов. Сразу пяти банкам - доля государства в которых превышает 50% - оказался закрыт доступ к долгосрочному кредитованию на Западе - на срок свыше 90 дней. В списке - Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Внешэкономбанк и Россельхозбанк. При этом платежные системы виза и мастер кард продолжат обслуживать российских клиентов. Практически в унисон банки выступили с заявлениями, что их вкладчикам не стоит беспокоиться.
"Несмотря на дискриминирующее решение США, наш банк, безусловно, выполнит все свои обязательства перед акционерами, клиентами и инвесторами. Решение США ограничить доступ нашего банка на рынок не повлияет на деятельность и кредитоспособность нашего банка", - сказал руководитель пресс-службы банка ВТБ Вадим Суховерхов.
Необходимую помощь, если потребуется, готов оказать Центробанк. Да и в любом случае, санкции - обоюдоострое оружие и неясно, кому в этой ситуации они навредят больше.
"Уже в само ограничение нашего заимствования - рикошетом бьет по тем, с кем мы взаимодействуем, потому что когда мы заимствуем, мы же заимствуем не бесплатно, это выгодно не только и не сколько нам, но и тем, у кого мы заимствуем и платим довольно приличные проценты, и конечно, это ударяет по обеим сторонам и встречных шагов можно никаких не предпринимать, потому что встречные шаги они уже против себя предприняли", - считает президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.
Это же касается и запрета Евросоюза на продажу нефтяного оборудования и технологий. По прогнозам аналитиков, эти ограничения могут незначительно, но все-таки повлиять на объем добычи нефти. А между тем 90% автомобилей на улицах Берлина заправлены бензином, изготовленным из российской нефти.
А то, что Евросоюз ввел запрет на передачу России и так называемых технологий двойного назначения - тех, что используются и в гражданской и военной промышленностях - утверждают эксперты грозит странам Старого света ощутимыми экономическими потерями. На одном экспорте в нашу страну европейские компании зарабатывают по 120 миллиардов долларов и, по словам аналитиков, доходы могут сократиться примерно на треть.
"Совместные санкции ударят по российской экономике, но это ударит и по экономике Евросоюза. С той же силой. Разница будет лишь в том, что Россия станет покупать товары где-нибудь еще. А от этого пострадают европейские компании, ведь не все они имеют партнеров за пределами России, по всему миру", - говорит бизнесмен Найджел Кушнер.
Разница еще и в том, что купить бывает подчас проще, чем продать. Россия может приобрести необходимые технологии и у других стран - в крайнем случае - через посредников, такая практика уже давно существует, но вот удастся ли Европе отыграть потери?
"Теперь, когда европейские компании вынуждены насильно уйти с рынка, их место могут заполнить российские компании южнокорейские, японские, китайские компании... Я недавно был в Китае, разговаривал с китайскими предпринимателями, они уже потирают руки, предлагают услуги", - говорит профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев.
Европейские деловые круги не на шутку встревожены. О серьезных проблемах предупреждают и промышленные гиганты - такие как "Бош" и "Сименс".
"Это будет большая безработица у нас. В Германии 300 тысяч человек живут с российскими заказами, во Франции 100 тысяч. А всего в Европе 1 млн. человек работают с российскими заказами. Это чувствительно для нас", - говорит председатель Ассоциации европейского бизнеса Филипп Пегорье.
"Из-за санкций страдает Россия, но точно так же страдает и Европа, абсолютно в равной степени. Потому что все компании, которые ведут здесь бизнес, не могут больше нормально развивать свою деятельность, все компании, которые экспортируют свои товары в Россию, не будут получать финансирование, соответственно, какой результат? Рост безработицы в Европе. Разве это хорошо? Я так не думаю", - говорит президент Франко-российской торгово-промышленной палаты Эммануэль Киде.
Еще в июне, когда в Бундестаге шли дебаты об ужесточении санкций некоторые политики уже тогда предупреждали о губительных последствиях ограничений. Маркель тогда пришлось выслушать немало нелицеприятных слов в свой адрес.
"Кому выгодна эта заварушка, если бедность в Европе продолжает расти, если социальное неравенство выходит из-под контроля, то такая Европа погибнет. И в этом вы тоже виноваты, госпожа Меркель. На Украине Европа уже потерпела поражение. Страна захлебывается в кровавой гражданской войне. И также безответственны дебаты о санкциях, которые только ухудшают отношения. Санкции, которые способны существенно навредить немецкой и европейской экономике. В то время, когда американские нефтяные и газовые концерны давно уже смеются и потирают руки. Мир и безопасность в Европе невозможны без России и тем более против России", - отмечает член Коммунистической платформы Левой партии Германии Сара Вагинкнехт.
Показательна и реакция ряда государств. Глава внешнеполитического ведомства Индии Сушма Сварадж по итогам встречи с госсекретарем США Джоном Керри заявила журналистам что Индия не собирается поддерживать экономические ограничения в отношении России. Премьер министр Венгрии Виктор Орбан, который введение санкций на словах поддержал, тут же сделал оговорку - сотрудничество с Россией в рамках сооружения газопровода "Южный поток" будет продолжено.
"Я не намерен подвергать опасности венгерские интересы из за Украины Венгрия будет продолжать строить "Южный поток", который пойдет в обход Украины", - заявил он.
Европа не хочет нести убытки и вынуждена лавировать между давлением США и собственными интересами, считают эксперты.
"Конечно, санкциям никто не рад. В каком-то смысле это дискриминация российского бизнеса, экономических и политических каналов страны, однако надо признать, что они не такие жесткие, как могли бы быть. Проблема в том, что между Европой и Россией очень обширные торговые связи, поэтому им совершенно необходимо поддерживать хорошие отношения. Так что всю ситуацию в целом и антироссийскую политику Запада, исходящую, в частности, от США, НАТО и Евросоюза, нельзя назвать экономически жизнеспособной – никто не хочет серьезного конфликта", - сказал председатель аналитического центра Bruges Group Роберт Оулдс (Лондон).
Может, поэтому ограничения не затронули например газовый сектор, жизненно важный для энергетической безопасности Старого света. Через три месяца к вопросу о санкциях вернутся снова - их могут оставить в прежнем виде, ужесточить или вовсе - отменить.
"Это очень интересно. Мне ранее не встречались санкции, которые вводились бы сроком всего на три месяца. Думаю, тем самым подается сигнал России: мы на самом деле очень не хотим вводить санкции. Возможно, они боятся навредить самим себе", - говорит президент юридической фирмы "W Legal" Найджел Кушнер (Великобритания).
Похоже, в Европе понимают, что пилят сук на котором сидят, и санкциями подталкивают Россию на Восток. А это чревато глобальными изменениями в том числе и на энергетической карте мира.
"Если санкции затянутся, уже начнут складываться другие альянсы. Ну реальный российско-китайский альянс в области энергетики. Если западная ветка газопровода уйдет в Китай с возможным ответвлением в Индию, вообще-то говоря это прекращение снабжения Европы российским газом", - сказал президент Российского Союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
Интересно и то, что по сообщениям ряда СМИ - некое итальянское ателье объявило что готово обеспечить каждого фигуранта санкционного списка деловыми костюмами - по индивидуальному заказу. Якобы в знак солидарности. Российские политики сказали за поддержку "спасибо" но от предложения вежливо отказались.