В Луганске снаряд попал в дом престарелых, несколько человек погибло
Мишенью для украинских военных стали дом престарелых, поликлиника и медучилище в Луганске. Есть погибшие и раненые. Люди потеряли работу, жилье, многие стали инвалидами.
Это - обычные мирные граждане, их дома находятся далеко от зоны боев, но именно по ним прямой наводкой бьют украинская артиллерия и реактивные установки "Град". Любой выход из дома в Луганске может стать последним. Тяжелой остается также ситуация в Шахтерске и Первомайске.
Снаряд, выпущенный украинскими военными, попал в здание Луганского дома престарелых, когда пожилые люди сидели у крыльца. Они каждый вечер собирались вместе, чтобы почитать перед сном. Пять человек, получивших тяжёлые осколочные ранения, скончались на месте. Покинуть зону обстрела пожилые беззащитные люди быстро не смогли. Некоторые так и остались в инвалидных колясках.
Снаряды попали и в другие корпуса учреждения, где живут пенсионеры. На стенах - следы от осколков. Многие пожилые люди - в шоке. Неужели и их украинские власти считают террористами?
Инвалиды из дома престарелых и рады бы уехать, но бежать им некуда. В недавно отремонтированных корпусах хотели тихо встретить старость. Дом престарелых находится вдалеке от укреплений ополченцев, и здесь до последнего времени верили, что война обойдет стариков стороной. Получается - надеялись напрасно.
С начала июля жертвами обстрелов в Луганске стали более 90 мирных граждан, сотни ранены. Повреждения получили около ста многоквартирных домов, двадцать школ и столько же детских садов. Город опустел - люди боятся выходить на улицы.
Волонтер Алексей Смирнов, который снимал кадры опустевшего города, занимается эвакуацией беженцев с юго-востока Украины и только что вернулся из Луганска. По его словам, большая часть города живет без света и воды, мобильная связь работает с перебоями.
"Люди сидят в подвалах, голодают. Бабушки, которым за восемьдесят лет, вообще не знают, что делать, потому что выйти из бомбоубежища - все равно что пулю в голову получить", - рассказывает он.
Больницы Луганска заполнены ранеными. Большинство пострадавших - мирные жители.
"Возле 6-го дома на Заречной упала мина. Помню, что упал, и все, потом ничего не помню. Очнулся здесь. Сказали, что при смерти был. Вот ампутировали ногу. Лишился работы, лишился всего", - говорит один из пациентов больницы.
Через пару дней Алексей собирается вернуться в Луганск с грузом гуманитарной помощи. Он утверждает, что в городе все острее чувствуется нехватка продуктов.
"Все закрыты магазины, все банкоматы закрыты, карточки заблокированы, никаких финансов ни у кого нет. Если бы вы видели глаза медицинских сотрудников, которые там без зарплаты, без ничего работают, когда они видят хлеб, что с ними происходит - они там целуют, обнимают, говорят, слава богу, мы поедим сегодня за трое суток", - говорит он.
Город можно покинуть по единственной дороге, которая остается под контролем ополченцев - через Краснодон до пограничного перехода "Изварино". В Луганске этот путь называют "дорогой жизни". Правда, в любой момент и здесь можно попасть под обстрел.
Когда киевская пропаганда то и дело выдает в СМИ массу дезинформации, видео, которое снимают сами ополченцы - может быть, единственная возможность узнать, как в действительности обстоят дела, причем из первых рук. Вот и накануне в Киеве рапортовали о взятии Шахтёрска. Но, судя по этим кадрам и тому, что рассказал в интервью журналистам командующий вооруженными силами ДНР Игорь Стрелков, ополченцы отбили атаки украинских военных.
"В результате ожесточённых боёв большая часть атак противника отбита. В настоящее время продолжается тяжёлый бой за Саур-Могилу. Но Саур-Могила остаётся в руках ополченцев", - сообщил он.
Саур-Могила - стратегическая высота, утратив контроль над которой, украинские военные попали в так называемый ''изваринский котёл''. Из-за просчетов командования в окружении оказались несколько тысяч военнослужащих. Шахтерск украинские военные уже несколько дней, что называется, ''утюжат'' и с земли, и с воздуха. На лестничной клетке одного из домов ополченцы встречают молодого человека. Уже в разговоре выясняется, что парень прячется здесь не один. В квартире - его мать-инвалид. Женщина самостоятельно не может передвигаться.
По рации вызывают машину. Воспользовавшись случаем, вместе с женщиной, у которой больные ноги, зону боевых действий покидают соседи.
Картины, казалось бы, мирной жизни выглядят рядом с войной, словно воспоминания из прошлого. Спешащая куда-то женщина с детьми, брошенная украинскими военными техника, люди на автобусной остановке - и мощным диссонансом в кадре снова звучит перестрелка.
Первомайск в Луганской области. Здесь нет боевой техники. Бойцы вооружены только стрелковым оружием. На жилых домах - следы разрушений, которые, говорят ополченцы, вызваны огнём из тяжёлого вооружения. Ополченцы уже неоднократно предлагали украинским военным прекратить огонь но все обращения были пока проигнорированы.