Украинские военные, попавшие в окружение, просят убежища в России
Украинские военные, угодившие в так называемый "Южный котёл", отступают через российскую территорию.
Самые ожесточённые бои в Луганской и Донецкой областях сейчас идут в довольно обширном секторе, который с одной стороны ограничен Краснодоном, Свердловском и ещё несколькими городами, подконтрольными ополчению, а с другой стороны - государственная граница с Россией, которую по понятным причинам, силовики Украины переходить не в праве.
На слуху многие погранпереходы ("Изварино", "Мариновка") - силы Минобороны Украины потерпели там настоящий разгром. Отрезанные от остальных войск, в "котле" по неофициальным данным, остались несколько тысяч бойцов (в частности, 72-й и 79-й бригад). Они не получают подкрепления, у них заканчиваются боеприпасы и провиант, они несут тяжёлые потери. В результате искать выхода им приходится в соседнем государстве.
Сегодня ночью в Ростовскую область привезли несколько десятков раненых украинских военнослужащих. Для них по просьбе украинской стороны организован транзитный коридор по нашей территории. Переходят границу и те, кто просто устал воевать - многие просят убежища.
На пункт пропуска "Матвеев Курган" украинских военных привезли уже глубокой ночью. Если приглядеться, на некоторых автомобилях видны следы обстрела - пулевые отверстия. Всего в машинах 21 раненый и тела двоих погибших.
Военных доставили с тех пограничных переходов, которые, по словам представителей украинской погранслужбы, сейчас окружены силами ополченцев.
"Сделали коридор и оказали медпомощь. Хочу сказать большое спасибо пограничникам и "скорой помощи" Российской Федерации. Там пункт пропуска "Должанский" в кольце, по-другому было не выехать, там нет дороги", - рассказал представитель Государственной пограничной службы Украины Дмитрий.
Впервые украинская сторона обратилась к России с просьбой организовать транзитный коридор для эвакуации раненых двое суток назад - тогда на пункте пропуска "Куйбышево" границу перешли восемь солдат и офицеров. Также было доставлено тело погибшего военнослужащего. Всем раненным на российской территории оказали первую помощь, в тот же день их передали украинской стороне на другом пункте пропуска. А накануне днем украинские военные пересекли границу еще на трех погранпереходах.
"Украинская сторона сегодня вновь обратилась с просьбой к российским пограничникам об организации коридора. Российская сторона организовала данный коридор с трeх погранпереходов "Гуково", "Куйбышево" и "Новошахтинск", - сообщил официальный представитель погрануправления ФСБ РФ по Ростовской области Василий Малаев.
Раненым помогли перебраться в машины "скорой помощи". Сами они рассказывают, что уже и не надеялись спастись.
По словам представителей украинской стороны, после курса лечения некоторые из них смогут вернуться в строй. Впрочем, эти солдаты, уже, похоже, отвоевались.
"Я не хочу больше воевать, хочу заниматься своим делом, но не воевать. Не лишать кого-то отца, брата", - говорит один из них.
Тем временем, на погранпереходе "Изварино" более сорока военных сами перешли на российскую территорию. Они обратились за помощью к ополченцам и после того, как сложили оружие, были переправлены через границу.
Солдаты, большинство которых - с западной Украины, рассказывают: их взвод без разрешения командования покинул окопы. Многие из них впервые взяли в руки оружие несколько месяцев назад, и воевать не было ни желания, ни умения.
"Не будем мы служить. Мы хотим вернуться домой и пойти в военкомат и всем рассказать, что с нами делали, и все как было. И что люди здесь очень добрые", - говорит один из военных.
А спустя несколько часов на погранпереходе "Куйбышево" еще двое украинских военных попросили убежища в России. Офицер и сержант пограничной службы перешли границу, как они сами говорят, потому что устали просить помощи у своего командования.
"Очень тяжело. Это решение не спонтанное, и я не струсил. Они не смогли на высшем уровне принять решение о спасении людей. Их карьера важнее жизни людей. Я не понимаю это", - говорит один из них.
По словам украинских пограничников, на родине их могут привлечь к ответственности, как дезертиров. Как быть дальше, они пока не решили, но и возвращаться на боевые позиции точно не намерены.