Теория заговора — кто пытается воспользоваться чужим горем в своих целях?
Катастрофа вызвала шквал обвинений. И показательно то, что американские политики поголовно заняли одну позицию: во всем виноваты ополченцы и Москва, которая их поддержала. Американцы непрестанно апеллируют к Европе, подчеркивая, что большинство погибших - граждане Старого Света, который должен срочно пересмотреть свою позицию по украинскому вопросу и поддержать жесткую позицию Вашингтона по отношению к Москве.
И европейские доводы о том, что России в первую очередь невыгодно такое развитие событий, что данные американских спецслужб не могут точно указать из какой точки на территории Украины выпущена ракета, в Вашингтоне не слушают. Главное требование - наказать Россию. Предлагаемый метод - поиск альтернативных источников энергоносителей для Европы.
В картине любой авиакатастрофы, по крайней мере на начальном этапе, странности и нестыковки встречаются почти всегда, но именно по этой причине официальные лица обычно не спешат с выводами до появления первых результатов расследования. Властям Украины расследование не понадобилось. О причинах крушения Киев заявил молниеносно, и в такой поспешности как раз и заключается одна из главных странностей этого ЧП.
"Президент Порошенко выступил с заявлением, что там был теракт. А с земли увидеть, что на самолете произошел локальный взрыв, который привел к его гибели, практически невозможно. То есть он заранее уже знал, что там был взрыв. Вопрос упирается: а взрыв чего?" - говорит военный эксперт Константин Сивков.
Что именно взорвалось, украинские власти тоже объявили сразу - ракета зенитного комплекса "Бук". По горячим следам такие заявления можно делать, если причина катастрофы известна наверняка. И уверенный тон Киева наводит на подозрения
"Это говорит о том, что сбили сами, как говорится, и поняли, что сами сбили, вот теперь пытаются быстро с этой ситуации выйти", - сказал летчик-испытатель Рубен Есаян.
Украина в стрельбе по самолету обвиняет ополченцев, но противоречий в словах Киева так много, что в российском Минобороны насчитали целый десяток вопросов, ответов на которые украинская версия не дает. Например, что 17 июля в зоне конфликта делали украинские силы ПВО.
"Может ли Киев сообщить все детали использования установок "Бук " в районе боевых действий, а главное - зачем эти системы там развернуты, если у ополченцев нет самолетов? Готовы ли представители вооружённых сил Украины представить международным экспертам документы по учёту ракет класса "воздух-воздух" и "земля-воздух" боекомплектов ЗРК?" - задаёт вопросы замминистра обороны Анатолий Антонов.
Относительно крушения Киев проявил не только редкую осведомленность, но и еще более поразительный дар предвидения. За несколько часов до падения лайнера представитель Совета национальной безопасности и обороны страны заявил - ополченцы могут сбить самолет на большой высоте.
"Есть информация, что проходили некоторые установки на территорию Украины, которые имеют возможность сбивать самолеты на больших высотах, среди них была и установка "Бук", - заявил представитель Совета национальной безопасности Андрей Лысенко.
Но даже если не обращать внимания на загадки, нельзя не заметить - падение самолета оказалось на руку именно Киеву. Катастрофа произошла в тот момент, когда украинской армии отчаянно нужна передышка.
"Они были в критической ситуации в военной. Их убивали, их уничтожали, у них не было никаких шансов на выживание. Они были в 4 местах окружены полностью, шансов у них не было. С неба падает самолет, начинается паника, военные действия приостанавливаются, они получают глоток воздуха", - говорит директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
На южном фланге группировка украинских сил сейчас заперта в котле, а в других районах силы военных на исходе. Перед Киевом замаячила перспектива военного поражения. Но теперь появляется шанс переломить ход кампании. Уже было потерявшие надежду на военную помощь извне, после крушения гражданского лайнера украинские власти начинают выпрашивать ее с удвоенной силой.
"США должны немедленно предоставить нам современное высокоточное оружие и поддержать с воздуха, а НАТО начать наземную военную операцию по защите цивилизованного мира", - заявил советник главы МВД Украины.
Эти слова не в последнюю очередь обращены к Европе, которая раньше и думать не хотела о военной операции, и даже к идее санкций относилась более чем прохладно. Но до сих пор конфликт на юго-востоке был для нее внутренним делом Украины. Теперь эта война касается ее напрямую.
"На борту самолета летят в основном европейские граждане. Дальше заявляется о том, что самолет сбит либо с российской территории, либо повстанцами с применением российского оружия или с использованием офицеров ПВО из России. Россию обвиняют чем-то вроде империей зла, Донецкая республика - филиал империи зла. Европейцам говорят: ребята, ну теперь-то вы будете санкции вводить? Какие еще вам нужны доказательства того, что Россия - это ужасно страшная страна?" - говорит Константин Симонов.
Но Европа по-прежнему колеблется, желая получить не лозунги, а факты о том, что и кто стал причиной гибели самолета. И на подмогу Киеву приходит его главный союзник. И неважно, что даже в Пентагоне еще не знают, что именно произошло в небе Украины. Барак Обама уже рубит с плеча.
"Имеющиеся данные указывают, что самолет был сбит ракетой "земля-воздух", выпущенной с территории внутри Украины, которую контролируют поддерживаемые Россией сепаратисты", - заявил Обама.
А главный русофоб американской политики сенатор Маккейн и вовсе напрямую обвиняет в произошедшем Россию.
"Сепаратисты могли получить такого рода вооружение только от русских, а во всем этом виноват Владимир Путин", - считает Джон Маккейн.
Такая формулировка тоже рассчитана главным образом на строптивую Европу, что никак не желает играть целиком по правилам США в том самом казино, где американцы разыгрывают глобальную партию сразу против Европы и России, стремясь заработать экономические очки и выбить политический джек-пот.
"Это у них своего рода защитная реакция - попытка внести раскол между Европой и Россией. Это навязчивая идея американской внешней политики. Они боятся, что коалиция Европы и России имела бы слишком большое влияние в мире в противовес США", - говорит политолог, бывший глава службы безопасности МВД Франции Иван Бло.
В эту логику укладываются и все действия США на украинском поле, в том числе ритуальные заклинания о санкциях против России, где главной жертвой американцы избрали энергетический рынок. И если раньше против этой магии Европа находила защиту, все-таки больнее всего санкции ударят по ней, теперь аргументов в споре с США ей может не хватить.
"Это попытка отделить Россию от Европы. В этом, собственно, и есть план Соединенных Штатов - не допустить союза Европы и России, а сделать так, чтобы Европа зависела исключительно от Соединенных Штатов. И Украина - часть этой игры", - отмечает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Сценарий этой игры был написан давно, и согласно ему, Россия была обязана втянуться в украинский конфликт, дав Западу повод показать ей красную карточку. Но раз тактика не работает, приходится импровизировать или прибегать к запрещенным, но действенным приемам.
В американской политике слишком хорошо знают, как организовать провокации с пользой для себя. Подлог в Совбезе ООН, когда пробирка с белым порошком стала причиной для вторжения в Ирак, лишь один из целого ряда исторических примеров. До этого был "Тонкинский инцидент", когда спецслужбы страны использовали вымышленные причины для начала Вьетнамской войны. Еще раньше - операция "Нортвудс", о которой в Америке даже выпустили фильм с метафорическим названием "Туман войны".
Ради свержения правительства Кастро на Кубе в США готовили катастрофу, схожую с украинской, чтобы использовать ее как повод для военной операции. Кубинцев собирались обвинить в атаке на рейсовый самолет. И, наконец, еще в 19 веке предлогом для вторжения США на Кубу послужил взрыв крейсера "Мэйн", унесший жизни более чем двухсот моряков. Спустя десятилетия Америка признала - взрыв не был делом рук кубинцев или испанцев, у которых Штаты отвоевали остров.
"116 лет назад американцы начали свою экспансию в мир с провокации. Убили 250 своих граждан и воевали под кличем "Помни Мэн", - говорит директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Впрочем, на западе СМИ сегодня предпочитают вспоминать не об этих историях, а о событиях 83 года, когда советскими ВВС был сбит южнокорейский "Боинг", залетевший на нашу территорию. Подобные параллели явно усиливают впечатление, произведенное на и без того шокированную западную публику.
И почти никто не вспоминает о случае, дающем возможность взглянуть на катастрофу под другим углом - украинская армия уже сбивала гражданский лайнер. Роковая ошибка зенитчиков в 2001 году. В этот раз специалисты тоже не сбрасывают со счетов версию о случайном поражении "Боинга". Но если так, то на один из вопросов, заданных Украине российскими военными - чему их научила катастрофа над Черным морем, ответ ясен: научила не признавать вину.
А по уровню цинизма нынешние власти страны вообще оставили далеко позади тогдашнего президента Кучму, который после гибели самолета отметился издевательским заявлением: "Что мы, первые, или мы последние? Не нужно из этого делать трагедию, если есть какая-то ошибка. Ошибки случаются всюду. И не только такого масштаба, а гораздо большего, планетарного масштаба".
Теперь этим словам есть печальное подтверждение. Катастрофа повторилась, и свою причастность Украина, судя по всему, вновь будет отрицать даже при наличии неоспоримых доказательств. В прошлый раз Киев так и не взял ответственность на себя, несмотря на собранные улики. Два года назад высший хозяйственный суд страны окончательно отказал семьям погибших в выплате компенсаций.