Украинская власть и ополченцы обвиняют друг друга в авиакатастрофе «Боинга-777»
Между тем власти в Киеве практически сразу возложили вину за трагедию на ополченцев, хотя совершенно непонятно, на каких фактах основывался такой вывод. Ведь на тот момент представителей украинских властей даже не было на месте катастрофы.
При этом у сил самообороны, по их словам, нет вооружения, способного поражать цели на высоте 10 километров. А вот украинские военные такими комплексами располагают, и ранее из Киева уже звучали угрозы сбивать неопознанные самолёты.
Падение огромного самолета видели десятки местных жителей. С десятикилометровой высоты пассажирский "Боинг", еще в воздухе развалившийся на части, падал несколько минут. Местные жители уже успели позвонить в милицию, а мелкие легкие обломки все еще продолжали падать с неба.
"В доме был, слышу: гул, взрывы (два было взрыва). Выскочил, смотрю - дым черный. Думал, племянника моего накрыло, выбежал, а тут вон такое черное все, горит все", - рассказывает очевидец.
Власти Малайзии заявили, что пилоты перед катастрофой никаких сигналов бедствия не подавали. Киевские власти сразу после катастрофы заявили: самолет, якобы, сбили ополченцы. Президент Порошенко при этом, сказал, что никаких иных версий существовать не может. "Хочу обратить ваше внимание, что это не инцидент, не катастрофа, а террористический акт".
Сразу стоит оговориться, что к моменту этого заявления, ни одного представителя властей Украины на месте падения "Боинга" не было. Вокруг идут бои, и всю зону разлета обломков, а это около 15 километров, контролируют ополченцы. Тем не менее, выводы официальный Киев сделал молниеносно.
"Так быстро узнать где, чего, почему – никак. Это говорит о том, что сбили сами и поняли, что сами сбили, и вот теперь пытаются быстро из этой ситуации выйти. Весь вопрос в том, что самолет находился в зоне службы движения Украины. Если эта зона опасная, эта трасса, по которой он выполнял международный полет, он должен быть заранее предупрежден службой движения, и должна быть предложена другая трасса", - пояснил заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой России Рубен Есаян.
Одна из загадок, почему малазийский "Боинг", ежедневно летающий по этому маршруту из Амстердама в Куалу-Лумпур, на этот раз летел гораздо севернее, прямо над местами, где проходят активные боевые действия, в том числе и с применением военной авиации. Почему пилоты не вернулись к прежнему курсу? И почему их ни о чем не предупреждали украинские диспетчеры?
"Много дискуссий идет по отклонению. Летчики говорят, что это запросто, но отклонение 300, ну, для этого нужны объективные причины, грозовой фронт, притом это идет на согласование. Мы, к сожалению, не знаем диалога, который велся перед разрушением между летчиком и диспетчером. Диспетчер был с украинской стороны. Наши диспетчера еще не успели. Как раз должны были войти в контакт для того, чтобы вести уже по территории России", - сказал заведующий кафедрой политологии и социологии Российского экономического университета имени Плеханова Андрей Кошкин.
Удивительно еще одно. Пока никаких сообщений об изъятии записей переговоров диспетчеров, как того требуют международные авиационные правила, в Киеве так и не сделали. И сохранились ли записи - неизвестно.
Что же касается представителей ополчения, то они никогда не скрывали, что у них есть средства противовоздушной обороны. Это переносные зенитные комплексы - сокращенно ПЗРК, из которых они и сбивали украинские военные самолеты и вертолеты. Но высота поражения у ПЗРК не более 5 километров. Пассажирский же "Боинг" летел гораздо выше. И поразить его можно было только куда более мощной системой. В начале июля украинские военные развернули на севере Донецкой республики батарею зенитных ракет "Бук", способных поражать цели на высоте до 22 километров.
Еще 4 июля секретарь Совета безопасности Украины Андрей Парубий заявил о якобы нарушении украинской границы российскими вертолетами и пригрозил уничтожать любые воздушные цели. Именно для этого в район боевых действий с ополченцами, ближе к российской границе, и были стянуты ракетные комплексы "Бук". Это подтверждают и данные Минобороны России, которому известно даже наименование военной части, развернувшей комплексы.
"В районе северо-западной окраины Донецка развернуты дивизионы 156-го зенитного ракетного полка Вооруженных сил Украины, с 27 пусковыми установками комплекса "Бук-М1"", - сообщил заместитель начальника Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ Алексей Комаров.
Помимо этого Министерство обороны России в течение 17 июля зафиксировало работу радиолокационной станции "Купол", которая входит в ракетный комплекс батареи "Бук-М1" в районе населенного пункта Стыла в 30 километрах от Донецка. Сами же пусковые установки стояли в тот день у села Авдеевка и Грузско-Зорянское.
Радиолокационная станция "Бук" наводит ракеты на цель, или как говорят военные "подсвечивает", а стреляют уже пусковые установки.
"Перед пуском ракеты делается запрос, по ком ведется стрельба. Если есть сомнение, офицер и оператор наведения могут отвернуть в сторону самолета поворотом антенны", - объясняет замглавкома ВВС России, генерал-лейтенант в отставке Айтеч Бижев.
Работу такой антенны наведения и засекли российские военные в тот день. Английский эксперт Крис Белами предположил, что украинские военные могли по неопытности перепутать гражданский самолет с военным и запустить ракету.
"Вполне возможно, что украинцы немного растерялись, подумали, что это вражеский самолет, и сбили его", - считает Крис Белами.
При этом украинские власти практически сразу же после трагедии стали утверждать, что якобы комплекс "Бук" есть на вооружении ополчения. Он якобы достался ополченцам как трофей при штурме одной из частей ПВО.
Правда, в первые часы после катастрофы украинские военные сообщили президенту Порошенко о том, что комплексы "Бук" ополченцы у них не захватывали. Об этом в интервью "Украинской правде" рассказал генпрокурор Виталий Ярема: "После того, как был сбит пассажирский самолет, военные доложили президенту, что у террористов нет наших ракетных комплексов "Бук" и С-300. Захвата этого вооружения не было".
Ранее, слухи о возможном захвате боевыми отрядами Донецкой республики зенитных ракетных комплексов вооруженных сил Украины опровергало и само украинское Минобороны: "Управление прессы и информации Министерства обороны Украины сообщает, что 29 июня решением командующего Воздушных сил вооруженных сил Украины военнослужащие и техника зенитного ракетного полка в Донецке были оперативно передислоцированы в определенное место. На территории военной части управления осталась лишь устаревшая и непригодная к использованию автомобильная техника, которую военные еще больше вывели из строя".
Тогда на Украине появилась еще одна версия - ракетную систему "Бук" ополченцам якобы передала Россия. При этом стоит отметить, что все западные средства массовой информации рассматривают только две версии катастрофы: самолет якобы сбили или ополченцы, или Россия.
У ополчения своя версия: "Боинг" сбил украинский самолет Су-25, который сам после этого был подбит. Но его пока так и не нашли. То, что в небе в момент катастрофы был не один самолет, утверждают и очевидцы, рассказывающие, что перед падением услышали несколько взрывов.
Вскоре после падения сбитого "Боинга" информационные агентства со ссылкой на источник в Росавиации сообщили еще одну версию случившегося. Вероятной целью мог быть и самолёт Президента России. Угрозы Владимиру Путину поступали от украинских политиков. Вот, к примеру, слова бывшего министра обороны Украины, а ныне депутата Анатолия Гриценко, он говорит о Президенте РФ Владимире Путине: "Я думаю, что нашлись бы патриоты, которые бы просто убили его. И правильно бы сделали".
На правах полной конфиденциальности собеседник "Интерфакса" в Росавиации рассказал, что накануне вечером российский борт номер один часть пути летел в том же эшелоне, что и малазийский "Боинг", но на полчаса позже. Тот же источник пояснил: контуры самолётов и их размеры в целом схожи, к тому же раскраска на достаточно отдалённом расстоянии практически идентична.
В любом случае, до расшифровки черных ящиков и сбора всех улик любые версии так версиями и останутся. Пока же информагентства сообщили о том, что на месте падения частей "Боинга" у села Рассыпное было найдено крыло со следами шрапнели, похожими на следы от поражающих элементов ракеты. Такие же были обнаружены на обломках самолета авиакомпании "Сибирь" в 2011 году, сбитого над Черным морем украинскими ПВО во время учений.