Осада и бомбежки грозят миллионному Донецку
Юго-восток Украины - главная тема недели не только для российских и украинских СМИ. Впервые западные журналисты побывали в разрушенном Славянске. Увиденное стало для них шоком.
Город, сметенный до основания в противостоянии Майдана и Антимайдана. Город, в котором по мирным жителям стреляли из всего что было. Для западных журналистов стало открытием, что есть беженцы - и это не те, кто идет в гости к бабушке, по выражению Госдепа. Что населению Славянска и Краматорска гуманитарного коридора для эвакуации предоставлено не было. Ведь кто бы и за что ни боролся, есть женщины, дети и старики - и их вместе с ополченцами брали в кольцо и бомбили. И что всех жителей территорий, взятых под контроль украинскими силовиками, обещают отфильтровать, то есть проверить, помогали они ополченцам или нет.
И теперь осада и бомбежки грозят миллионному Донецку. И президент Порошенко обещает за каждого погибшего украинского солдата уничтожать десятки и сотни несогласных. Так он заявил сразу после телефонного разговора с канцлером Германии Меркель, которая потребовала от него сохранять чувство меры и защищать мирных граждан.
О том ужасе, в котором живёт Луганск, можно понять по таким семейным трагедиям. Мама, папа, маленькая дочь - все вместе ехали домой. Маршрутку накрыл миномётный залп. Двое погибших, ещё пять человек ранены. Так начиналась неделя и так же заканчивается. Авианалёты на пригороды. Миномётные обстрелы центра. За семь дней украинские войска убили в Луганске 30 мирных жителей. Ранено сто с лишним человек.
У Людмилы свой личный осколок. От украинских войск. Застрял в недрах женской сумочки.
"Вот всё моё золото, господин президент, - это тот осколок, который меня не убил. Он у меня на руке, и будет все время со мной. Он будет у меня на шее как память о вашей доброте", - говорит Людмила Коваленко.
"В Луганске действует спецназ!" - заявили на этой неделе в Киеве. "С ювелирной точностью!" Мины попали в онкологический центр, Академию культуры и искусства, офис газеты "Луганская правда", райсовет, здание ГАИ.
Шокирующие кадры сняли на дороге в центре Луганска: мина попадает в легковую машину. Тело водителя не нашли.
Город обстреливают диверсанты, уверены ополченцы. Передвижная группа с миномётом в машине. Пока обезвредить её не удаётся.
Ненамного спокойнее в Донецке. Казалось, неделя может закончиться без жертв. В субботу надежды развеялись. С первым залпом украинской артиллерии. Несмотря на обещания Киева, точнее лично президента Порошенко, не бомбить Донецк и Луганск, здесь применяется точно такая же тактика, что и ранее в Славянске.
Райцентр Марьинка. Совсем рядом с Донецком. Артобстрел сегодня ночью продолжался здесь несколько часов. Причём, ополченцев здесь нет. Снаряды попадали исключительно в жилые дома. Сначала очевидцы говорили, что погибло шесть человек. После повторного обстрела цифра выросла до тридцати. Осколки убили женщину. В квартире напротив - мужчину. В соседнем доме снаряд буквально перемолол в щебёнку квартиру на первом этаже. Хозяин погиб.
Петровский район Донецка. Последствия артобстрела со стороны украинских войск. Люди попадали под огонь целыми семьями. Вот 17-летняя девочка и её мама. Всего здесь погибло 12 человек
Люди в панике бегут. На это и рассчитывают силовики. Теперь они могут подойти ещё ближе к Донецку. Вот выезжает семья. При упоминании украинских войск у женщин начинается истерика. Боятся репрессий.
И в Донецке, и в Луганске украинская авиация бомбит шахты. Четыре воронки на шахте "Первомайская". По сути, шахта в черте города. До пятиэтажек - метров триста. До частного сектора - ещё меньше.
"Три раза заходил этот истребитель. Нам некуда уезжать, мы уезжаем за три улицы отсюда", "Господин Порошенко слово свое не держит. Он же сказал, что не будет авиацию применять", - говорят жители.
В этих условиях на противостояние с Киевом выходит новая сила. Ополченцы заявили о создании шахтёрской дивизии. Мужчины от 20 до 60. Пока без боевого опыта, но с боевым духом.
"У нас на пороге враг, агрессор, наёмники, для которых нет ничего святого. Мы знаем, что происходит сейчас в Славянске, в Краматорске. Мы это всё прекрасно понимаем, для этого мы и взяли в руки оружие — чтобы не допустить этого", - говорит ополченец.
Что происходит в Славянске, рассказывают те, кто смог оттуда вырваться. Елена (имя и голос женщина просила изменить) работала в больнице. Когда ополченцы ушли из города, двое суток пряталась. Тайными путями ушла в Донецк. Она рассказала, что бойцы так называемой нацгврадии убили мать известного ополченца с позывным Рысь. Женщине было около 80 лет.
Девушек, которые работали в столовой ополчения, назвали снайперами. Где они сейчас - неизвестно. В Славянске продолжаются массовые зачистки среди мужчин от 18 лет. Многих арестовывают и куда-то увозят.
В Славянске и Краматорске поощряются доносы. На улицах обоих городов появились урны: чтобы сами местные жители писали, кто из соседей связан с ополчением.
Украинские телеканалы, всю неделю сообщали, что силовиков встречало ликующее местное население. Вот как на самом деле выглядели улицы Славянска: разрушенные артобстрелами дома, следы бомбёжек. Ни единой души - город-призрак.
Леденящую душу рассказала обитательница лагеря беженцев в Ростовской области. Она говорила о публичной казни. Женщина назвалась Галиной из Славянска, матерью четырёх детей, уроженкой Западной Украины, где родственники отказались от неё, узнав, что муж ушёл в ополчение. Разговор с Галиной оставил сложное чувство. Разум отказывается понять, как подобное вообще возможно в наши дни в центре Европы. Сердце не верит, что такое вообще возможно.
Галина Пышняк: "Взяли ребенка трех лет мальчика маленького с трусиках, в футболке, как Иисуса на доску объявлений прибили. Один прибивал, двое держали. И это все на маминых глазах. Маму держали. И мама смотрела, как ребенок истекает кровью. Крики. Визги. И еще взяли надрезы сделали, чтоб ребенок мучился. Там невозможно было. Люди сознание теряли. А потом, после того как полтора часа ребенок мучился и умер, взяли маму, привязали до танка без сознания и по площади три круга провели".
Можно допустить, что женщина находится в шоке от пережитых бомбёжек. Но сами представители так называемой Нацгвардии признают - во время зачисток они стреляли в мирных людей. На своей странице в социальной сети некий боец батальона "Донбасс" с позывным Дуб написал, что перед входом в Николаевку рядовым заявили, что в городе нет мирного населения.
"Со своего двора вышел человек, метров за 100 от этих "бойцов", без оружия. В спортивных штанах и майке. И эти параноики его расстреляли. Тут я уже без прикрытия кинулся сквозь них к этому человеку. Взяв с собой нашего медика. Мы подбежали к нему, но он уже бился в агонии", - пишет боец.
В Славянске, тем временем, обещают дать электричество, но воды до сих пор нет. Зато теперь сюда приезжают отметиться украинские политики. Как, например, Олег Ляшко. Феерический, долгожданный для украинского радикального политика. В свойственной ему манере кричал на представителя администрации. Естественно, в присутствии личной охраны. Обещал зачистить весь Донбасс.
К Донецку и Луганску украинские силовики стягивают значительные силы. Обещают взять города в окружение. Судя по кадрам, перебрасывается огромное количество бронетехники.
Ополченцы, в свою очередь, проводят успешные операции. Под Луганском, возле посёлка Зеленополье уничтожен лагерь силовиков. По разным данным, их потери до 30 человек убитыми и около ста раненными.
Бой в районе донецкого аэропорта. Ополченцы атаковали заблокированное там подразделение так называемой нацгвардии. Не исключено, что в ближайшие дни силы Донбасса предпримут попытку штурма.
Иностранные журналисты на неделе впервые увидели то, чего якобы нет. По крайней мере, если верить официальному представителю Госдепа Дженнифер Псаки. Лагеря для беженцев с Украины. Похоже, увиденное перевернуло их представление о войне на юго-востоке.
Фрагмент репортажа телекомпании CNN (США): "Здесь все винят украинское правительство. Эта женщина показывает, по ее словам, обломок выпущенного украинскими военными снаряда, который она нашла у себя во дворе. Эти плачущие женщины полагают, что украинские власти ни во что не ставят их жизни. "За что? Почему мы страдаем?" - спрашивает она. По официальным данным, почти полмиллиона украинцев нашли убежище в России. Правительство здесь полагает, что большая часть мировой общественности игнорирует страдания этих людей".
В одном из таких пунктов на территории России задержали украинскую авианаводчицу Надежду Савченко. Она пыталась выдать себя за беженку. Та самая наводчица из батальона "Айдар". Её обвиняют в пособничестве убийству наших коллег Игоря Корнелюка и Антона Волошина. Следствие установило: именно Савченко передала координаты съемочной группы ВГТРК миномётчикам так называемой нацгвардии. Хотя видела - люди без оружия, с камерой, приехали на такси. Президент Украины Порошенко назвал наводчицу Савченко героиней и символом борьбы Для украинских войск. Сейчас она находится под арестом в Воронеже.
И на этой же неделе Следственный комитет России назвал имя подозреваемого в убийстве Анатолия Кляна. Оператор нашего канала был смертельно ранен под Донецком. По данным следствия, стрелять по автобусу приказал командир части, к которой подъехали журналисты, полковник Маломен.
Сейчас столкновения ополченцев и силовиков продолжаются в районе кургана Саюр-Могила. Украинские войска попали там в окружение. До российской границы от этого места - всего несколько километров.
Наши коллеги продолжают работать на юго-востоке. За неделю они несколько раз попадали под обстрелы. Но всё же давали в эфир репортажи о противостоянии. К примеру, сегодня украинская бронегруппа пытается прорвать оборону ополченцев в одном из районов Луганска. Об этом сообщает Иван Прозоров. В Донецке работает Сергей Зенин.