Берешь чужое, отдаешь свое — вернуть заводы и земли законным владельцам обяжут Украину законы ЕС
В новый экономический капкан может попасть Украина с подписанием ассоциации с Евросоюзом. Присоединившись к единому европейскому пространству, Киев обязан играть и по единым законам, включая реституцию, то есть возвращение законным владельцам того, что было экспроприировано в прошлом веке.
По иронии судьбы, больше всего могут пострадать жители Западной Украины, которые сейчас живут на землях, отошедших Советскому Союзу. И иски от поляков, потерявших земли и усадьбы, уже готовы к рассмотрению в Европейском суде. И поблажек не будет, ведь возврат собственности и компенсации - уже реалии вступивших в Евросоюз Литвы, Латвии, Болгарии и Румынии.
Эти дела во многом объясняют, кто и почему по умолчанию так поддерживал вступление Украины в Европу. Ведь впереди тысячи исков и многолетние судебные тяжбы поляков с сегодняшними жителями Галичины и Волыни, венгров - с теми, кто поселился в Закарпатье.
Квартиру в доме в центре Риги, по словам пенсионерки Елизаветы Васильевны, они с мужем получили в 1960 году. Кто же тогда знал, что СССР развалится, а Латвия решит вернуть всю собственность прежним владельцам, как того требует Евросоюз от всех желающих в него вступить. Объявившийся хозяин, сразу дал понять: небогатые жильцы в его планы не входят. На улицу выкинуть их он не имеет права, а сделать их жизнь невыносимой, вполне. Несколько раз дом заливало, деревянные перекрытия гниют, даже унитаз не работает. Но другого жилья нет. А хозяева не оставляют попыток добиться повышения арендной платы.
Несколько раз дом заливало, деревянные перекрытия гниют, даже унитаз не работает. Но другого жилья нет. Но дом приводить в порядок хозяева намерены, только когда выживут последних его обитателей. Потом сдавать жилье богатым. Примерно так в 90 годы в стране потеряли свои квартиры более ста десяти тысяч человек. Повезло тем, кому власти дали муниципальное жилье. Не таких немного. Заметим, это в Латвии с населением чуть больше двух миллионов человек.
Чего же ждать в случае принятия подобного закона на Украине, с населением в сорок миллионов, и территорией, большая часть которой принадлежала другим государствам еще в 30 годах прошлого века.
"Во Львове вообще украинцев собственно жило процентов 10. Это, как правило, были люди относящиеся к категории прислуги. Там жили австрийцы, то есть представители немецкоязычного культурного сообщества. Жили евреи, жили поляки. Как правило, этот город они и строили, благодаря им он стал таким уникальным. Украинским Львов стал исключительно в результате сталинской политики", - говорит член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ Богдан Беспалько.
Это в полной мере касается всей Западной Украины. В последние годы только поляки подали более 80 тысяч исков о возврате собственности. В начале 20 века на территории Украины жило более трех миллионов евреев. Те из них, кто пережили погромы, революцию, фашистские концлагеря и бандеровскую резню, разъехались по миру и тоже требуют реституции. На сегодня более 60 тысяч исков.
"У моего отца остались записи, где именно это все было. Например, он рассказал мне о фабрике, которая стояла у вокзала, и я ее нашел. Ее легко найти. Я даже нанял людей, которые мне помогли это все найти. К моему удивлению, документы сохранились", - сообщил эксперт по информационным технологиям Илан Саде (Израиль).
Предкам израильского профессора принадлежала фабрика по переработке древесины в Костополе Ровненской области. Богатые еврейские общины вообще владели огромной долей собственности во всех украинских городах.
"Особенно в западных областях, там, где очень много подобной собственности и где лучше сохранились документы. Это как раз те области, которые были под румынской властью, под польской властью. На каждый объект есть такой файл. И в этом файле у нас данные по объекту: старый адрес, поменялись названия улиц, новый адрес, есть архитектурный план. Это все архив", - говорит председатель Ассоциации еврейских организаций и общин Украины Иосиф Зисельс.
Архив насчитывает 2500 объектов на территории Украины. Кстати, в том же Костополе Ровненской области, на улице Степанской стоит старое здание фабрики, принадлежавшей деду российского политика, главы ЛДПР Владимира Жириновского.
"Почему столько лет моя фабрика работает на чужого дядю? Раз вы сегодня новая Украина подписала ассоциацию с Европой, будьте добры, возвращайте мое имущество. Вот документы. Все документы поляки подтвердят, все нотариусы, все суды, везде написано: владелец - мой дед", - говорит Владимир Жириновский.
Йержи Гарамул, староста района Бржес-Инвес под Прагой, показывает землю поселковой общины, которой она может лишиться. На нее претендуют чужеземные рыцари. И это не шутка. Дело в том, что об этих живописных местах вспомнил Мальтийский орден, который завладел ими еще при Габсбургах. Тогда в 16 веке Чехия утратила независимость. Кому-то покажется абсурдом, но это то, с чем приходится мириться Йиржи и его соседям. Когда в Чехии уже забыли о реституции 90 годов, не без давления Ватикана, Прага в 2012 году вдруг приняла закон о церковной реституции.
"И те самые их потомки теперь предъявляют претензии на имущество, которое на самом деле они взяли у наших граждан. Мы судились с ним и в 2002, и в 2003 годах. Тогда они ничего не получили. Они подождали закон о церковной реституции и теперь требуют снова", - говорит Йиржи Гарамул.
Орден претендует на 17 гектаров земли, поля, дома и спорткомплекс на них. Через реституцию прошли все прибалтийские и восточноевропейские страны, претендовавшие на членство в Евросоюзе. Задолго до вступления в ЕС.
Эти времена там стараются поскорее забыть. Это было раздолье для аферистов всех мастей. Вдруг возникали фиктивные общественные организации, претендующие на собственность объединений, чья недвижимость была когда-то национализирована. Старых владельцев искали по всему миру, и за процент вели тяжбы с жильцами и тогдашними владельцами. И люди часто в итоге лишались всего. Ведь все происходило по законам.
Впрочем, правозащитники говорят, например, в Латвии и законы принимались узкой группой политиков и юристов, которые на этом хорошо заработали, защищая интересы живущих за границей богатых соотечественников.
"Эти законы лоббируют лица, заинтересованные в получении, в первую очередь, выгоды. И конечно, то что у нас денационализация прошла так лихо и так быстро, естественно, что к этой денационализации, люди, которые находились за границей, давно готовились", - говорит сопредседатель Латвийского комитета по правам человека Наталья Елкина.
А Украина слишком лакомый кусок, чтобы избежать этой участи. Говоря о возможной реституции на Украине, эксперты просто хватаются за голову. В стране, где официально правят олигархи, грядет масштабный передел собственности, под знакомый аккомпанемент лозунгов о европейском выборе.
"Это очень опасный процесс. Я думаю, что он ничего хорошего Украине не принесет. В результате этого получим государство с еще более оборзевшими олигархами и бизнесменами, которые будут под видом уже реституции брать друг у друга объекты недвижимости. И для легализации этого процесса подключатся, как латыши говорят тринда, то есть это украинская диаспора из-за границы", - сказал политолог, директор Российско-украинского информационного центра Олег Бондаренко.
Чем грозит такой передел простым украинцам, можно только догадываться. Кстати, один из разработчиков латвийских законов о денационализации, как в Латвии называют реституцию, перед смертью раскаялся. Андрис Грутупс назвал эти законы одним из самых своих больших грехов в жизни. И никто точно не знает, почему он покончил жизнь самоубийством.
Этот дом в Одессе известен всем как дача Барона Рено, бежавшего от большевиков. А так же тем, что в 2004-м сюда приезжала из Франции баронесса и требовала вернуть ей дом, в котором почти сто лет живет 16 семей одесситов. Суд она проиграла, но пригрозила: "Есть Евросоюз, а там есть свои законы". Слова старушки, похоже, могут оказаться пророческими.