Иностранные журналисты рассказали своим зрителям и читателям о беженцах из Донбасса
9 июля в лагерь беженцев в Ростовской области приехала большая группа иностранных журналистов. Зарубежные коллеги всё видели и слышали, но увидят и услышат ли их дома? Логика новостей такова, что отснятый материал должен попасть в эфир как можно быстрее. Прошло 48 часов.
То, что увидели своими глазами, они показали в эфире. Обычная репортерская работа. Но, кажется, для американских журналистов это был особый случай. Беженцы, которых, судя по заявлениям официального представителя Госдепа Дженнифер Псаки, и быть не должно, оказалось и правда бежали. Новости CNN, впрочем, со ссылкой на Кремль, назвали даже цифру: тех, кто покинул свои дома, - почти полмиллиона.
А вот что не требовало отсылок и подтверждений - картинка говорила сама за себя. И репортер Фил Блэк подметил: и сумки слишком маленькие и легкие, потому что времени на сборы не дала война, и слезы, которые старались и не могли сдержать во время интервью.
Фрагмент репортажа телекомпании CNN (США): "Правительственный центр по оформлению и перераспределению беженцев рядом с украинской границей. Условия простые, но люди благодарны и за это. Они говорят, что здесь спокойно и безопасно для их детей. Это место, где можно обдумать те драматические события, которые изменили их жизнь. Здесь все винят украинское правительство. Эта женщина показывает, по ее словам, обломок выпущенного украинскими военными снаряда, который она нашла у себя во дворе. Эти плачущие женщины полагают, что украинские власти ни во что не ставят их жизни. "За что? Почему мы страдаем?" - спрашивает она. Мы встретились с этими людьми, которые покидают лагерь. Их страх перед собственной родиной так велик, что они решили принять убежище и предложение работы в отдаленном арктическом регионе. Наталья говорит: "Я, возможно, больше не вернусь на Украину. Потому что у моих детей там нет будущего. Они сломали нам жизни". По официальным данным, почти полмиллиона украинцев нашли убежище в России. Правительство здесь полагает, что большая часть мировой общественности игнорирует страдания этих людей".
Пресс-тур для иностранных журналистов в Ростовской области организовали два дня назад. Они побывали и на российско-украинской границе, и в полевом лагере, разбитом МЧС, и в санатории в Новочеркасске. 65 представителей ведущих мировых телеканалов и информагентств услышали о конфликте на юго-востоке Украины от очевидцев. У одних не заканчивались вопросы, другие о своем горе не могли молчать. И интервью получались длинными. А иногда они менялись местами. И уже беженцы спрашивали у иностранных репортеров, почему все происходящее редко именуют войной.
- Скажите, вы признаете, что там военные действия, что там бомбят, что там убивают и режут детей?
- Я хотел вас спросить об этом, потому что я лично не был на востоке. Я был в Киеве, там...
- Скажите, если бы не было войны люди побежали бы от родных домов?
- Естественно, нет.
- Нет, значит там война, там бомбят.
На Центральном телевидении Китая рассказали о войне такой, какая есть. Репортаж построили на истории одной семьи, которая, как и тысячи других, бросила все и уехала туда, где не стреляют.
Фрагмент эфира телекомпании CCTV (Китай): "Там все горит, поселки перед городом, там все в огне. Мы - очевидцы. Это не то что слухи - видели. У нас душа болит. Те, кто там остался - мой брат с семьей, отец. Я не знаю, что будет, и будет ли у нас связь. Это страшно, это очень страшно, не дай бог, никому такое".
Одним из первых сюжет из Ростовской области выдал в эфир испанский круглосуточный информационный канал. Примечательно, что, как и коллеги из CNN, они тоже заостряют внимание на цифрах. Правда, со ссылкой на ООН, то есть тех, кто бросил дома, не полмиллиона, а чуть больше 110 тысяч. И многие из них как раз в Ростовской области. В репортаже - рассказ о санатории "Донской", работающем еще с советских времен, и сейчас превратившемся в убежище для тех, кто спасается от войны.
Фрагмент репортажа телеканала Canal 24 Horas (Испания): "Это одно из первых мест, куда попадают украинцы, пересекающие границу в районе Ростова-на-Дону. Ольга и Ирина - соседки, они жили в небольшой деревне недалеко от Славянска, бастиона ополченцев, который теперь находится в руках Киева. "У меня была работа, семья, квартира, машина. И за два часа я потеряла все", - жалуется Ольга. Юлия и Алексей с детьми уехали из Луганска, не взяв с собой ничего, кроме двух сумок с одеждой. "Я беременна, и мы решили, что я не буду рожать под бомбами", - поделилась Юлия. Врачи рассказывают, что почти все беженцы находятся в состоянии посттравматического стресса, поэтому медики постоянно проводят с ними беседы. "Мы общались с ними до поздней ночи, им нужно выговориться", - объясняет Ирина. Москва выделила Ростову-на-Дону 5 миллионов долларов, чтобы создать условия для беженцев".
Агентство "Рейтер" о поездке по Ростовской области опубликовало сегодня фоторепортаж с небольшими подписями в новостной стилистике. Кадры, на которых лица беженцев, здесь говорили больше слов.