Верховная Рада Украины призвала Петра Порошенко ввести на востоке страны военное положение
Президент Украины Порошенко выбор сделал, и этот выбор - война. Националисты в Раде, призывающие к введению военного положения, говорят от имени всего украинского общества, не обращая внимания, что в Краматорске, Луганске, Донецке, Славянске и других городах им оказывают сопротивление тоже граждане Украины.
И было бы хорошо, если бы в Раде увидели кадры разрушенных домов, детсадов, убитых людей, раненых осколками в голову детей и другие ужасы, которые каждый день снимают корреспонденты.
Когда Порошенко еще ничего не объявлял, местная лента новостей вдруг сообщила: перемирие окончено. Заметку "Украинская правда" почти сразу удалила, назвав техническим сбоем. Но через два часа станет ясно: не ошиблись, а поторопились опубликовать то, что уже было решено.
"Вооруженные силы, Национальная гвардия, Государственная пограничная служба, Служба безопасности получили соответствующие приказы. В реализации поставленных сегодня задач по защите территориальной целостности они больше не ограничены режимом прекращения огня. Мы будем наступать", - официально заявил президент Украины.
Наступать, чтобы, дословно, "освобождать землю". От кого - догадаться нетрудно. Это есть план Б. В том, что предыдущий мирный план провалился, виноваты у президента Украины, естественно, ополченцы. Это они не сложили оружие и не прекратили огонь. О том, что все это время Нацгвардия продолжала обстреливать жилые кварталы, Порошенко не говорил.
Прекратить войну его не смогли убедить ни Россия, ни Европа. Накануне способы урегулирования ситуации с ним обсуждали Владимир Путин, Ангела Меркель и Франсуа Олланд. Российский лидер выступил с новой инициативой, о деталях которой чуть позже рассказал Сергей Лавров. Предлагалось вместе контролировать границу, разместив на пунктах пропуска с российской стороны наблюдателей от Погранслужбы Украины и от ОБСЕ. При этом прекращение огня было необходимым условием. Но и такое предложение оказалось напрасным.
"Перемирие, в принципе, надо было Киеву для двух вещей: для того, чтобы показать Европейскому Союзу, так сказать, человеческое лицо, и для того, чтобы перегруппировать силы и подтянуть новые дополнительные резервы на юго-восток для начала нового наступления", - уверен политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.
"Мы наблюдали, что во время "перемирия" подвозили боеприпасы, везли очень активно технику, проводили ротацию войск. И мы понимали, что если технику везут, это не для того, чтоб отвозить ее обратно. Мы видели, что режим прекращения ведения огня не был соблюден", - заявил председатель парламента Новороссии, сопредседатель движения "Народный фронт" Новороссии, лидер общественного движения "Юго-Восток" Олег Царев.
Когда решение об окончании перемирия было принято, некоторые депутаты Верховной Рады потребовали от Порошенко еще более решительных действий. Они настаивали на введении военного положения, несмотря на то, что по действующим законам подобное предложение вносит президент, и Рада утверждает, а не наоборот.
"Введение военного положения было бы сигналом для всего украинского общества - все для фронта, все для победы! Тогда бы все поняли, что у нас сейчас первоочередная задача - победить оккупантов, которые сегодня пришли со стороны России, чтобы уничтожить наш национальный суверенитет", - заявил лидер партии "Свобода" Олег Тягнибок.
Впрочем, некоторые депутаты высказывались за мирное урегулирование кризиса и отмечали: все, что сейчас происходит на Украине, и без того вышло за рамки антитеррористической операции. И тут не до призывов о военном положении.
"Это могут заявлять только те люди, которые не смотрят в глаза тем матерям, чьи дети там воюют. И это те люди, к которым дети не подбегают и не говорят: дяденька, хотите, я вам расскажу, как сгорел наш дом. Это надо просто видеть своими глазами. Поэтому это только полный идиот может выступать за то, чтобы в нашей стране велась война", - считает депутат Верховной Рады Спиридон Килинкаров.
В Совете национальной безопасности и обороны Украины доложили сегодня о ходе первых после перемирия боев и об обстановке в армейских рядах.
"У военных наблюдается чрезвычайно высокий моральный и боевой дух. Ныне они наносят мощные авиационные и артиллерийские удары по опорным пунктам, блокпостам, базам и местам дислокации террористов. Это привело к значительному снижению активности боевиков", - сообщил представитель пресс-центра СНБО Андрей Лысенко.
А вот как все обстоит на самом деле. Те, кому приказ Порошенко предстоит выполнять, демонстрируют экипировку - простреленные бронежилеты и покрытые плесенью буханки хлеба.
То, что в армии не все так гладко, как хотелось бы думать киевским властям, иллюстрирует и переписка почти двухнедельной давности. Хакеры утверждают, что вскрыли ее накануне. Министр обороны Михаил Коваль и генпрокурор Виталий Ярема обсуждают некий "бунт капитанов", которые не хотят участвовать в военных действиях.
Ярема: "Революция капитанов? Да, в курсе… Что сам думаешь? Увольнять?"
Коваль: "Есть и другие идеи. В основном с родственниками… ну ты понимаешь, где. Объявим врагами Украины, сепаратистами и т.д."
Режим прекращения огня, который закончился сегодня, длился с 20 июня. Но в эти десять дней люди продолжали бежать из своих домов. Среди тех, кто оставался, были погибшие.
Оператор Первого канала Анатолий Клян получил смертельное ранение, когда снимал репортаж. На последних, сделанных им кадрах безоружные люди прячутся от пуль. Это иллюстрация к перемирию, которого не было. И как удобно Киеву было бы доказывать обратное, если бы подобной картинки никто не снимал. Прекращения преследования журналистов на Украине продолжают требовать международные организации, иностранные репортеры.
"Ситуация на Востоке Украины становится все более сложной, и ответственность лежит на всех - наблюдателях и конфликтующих сторонах, которые должны заботиться о том, чтобы не создавались препятствия в работе журналистов, и чтобы журналисты могли выполнять свою работу, не находясь под прицелом", - говорит представитель международной организации "Репортеры без границ" Йохан Бир.
К продлению перемирия на востоке по-прежнему призывают в Москве. В том, что это единственный способ выхода из кризиса, уверены в Госдуме. Спикер Сергей Нарышкин напомнил, что как раз сейчас в Баку проходит летняя сессия Парламентской Ассамблеи ОБСЕ. И можно бы ожидать от международного сообщества соответствующей реакции на военные действия, но ее пока нет.
"Ряд делегатов западных стран ведут себя довольно странно, как будто этот кризис и гражданская война происходят не в центре Европы, а где-то на другой планете. Но многое становится на свои места, если предположить, что для закулисных игроков этой трагедии главное - не люди, а контроль над территориями, ресурсами и активами", - полагает Сергей Нарышкин.
Сегодня на юго-востоке опять начались бои. Но если Киев все-таки решит продолжить перемирие и вернуться за стол переговоров, то все мирные инициативы, предложенные Москвой, будут в силе.