В Славянске, вокруг которого идут боевые действия, продолжаются перебои с водой и лекарствами
Краматорск, Красный Лиман, Славянск - названия небольших городов на юго-востоке Украины не сходят с лент мировых информационных агентств. Может быть, поэтому сегодня, в день саммита "большой семёрки", силовая операция украинских войск была фактически приостановлена. Сообщений об авиа-налётах и ожесточённых боях нет.
В условиях относительного затишья в Славянске прощались с погибшим и спасали детей. Из осаждённого города вывезли тяжелобольного ребёнка - восьмимесячного малыша, который не может самостоятельно дышать.
Восьмимесячного Женю выносят на руках бережно и медленно. Врачи внимательно следят за показаниями приборов. У ребенка тяжелое врожденное заболевание. Женя подключен к аппарату для искусственного дыхания. Когда обстреливали детскую больницу, врачи прикрывали малыша собой, опасаясь, что осколки попадут в ребенка.
Переговоры об эвакуации длились больше недели. И вот долгожданный отъезд. Из Донецка специально за Женей прислали реанимобиль. Родители могут вздохнуть с облегчением - их ребенок в безопасности. А у мам, чьи сыновья защищают Славянск, нет никаких возможностей уберечь своих детей от гибели.
"Ему ж 4 ноября будет 45 лет, у него береза в честь него посаженная во дворе. Как я могу, скажите, как я могу туда выходить утром, смотреть, что детины нема, а дерево стоит?!" - плачет мама погибшего Андрея Древаля Надежда.
Андрей Древаль погиб, когда украинские силовики атаковали Славянск. Он не был военным, но решил защищать свой город с оружием в руках. Без отца остались дочь и сын.
"Уважаемые мамы Западной Украины, заберите своих детей. Зачем вы братоубийство делаете, почему вы идете друг на друга, мы же все равно украинцы, но мы же люди. А вы хотите нас вообще с лица земли стереть. Но Славянск никогда не поддастся", - говорит Надежда Древаль.
Проститься с Андреем пришли жители всего микрорайона. В основном пожилые люди. У многих дети сейчас в рядах ополчения. Сыну Натальи - 25. Связи с ним нет.
"О нем уже десять дней ничего не слышу, не вижу, раньше он мне присылал смс-ку утром, "Мама, доброе утро". Я сейчас не знаю о чем думать, я сейчас сижу, смотрю, мы Андрюшу провожаем в последний путь. А я сижу, думаю сейчас о своем сыне", - говорит Наталья.
В последний путь провожали под звуки выстрелов. Взрыв прогремел и на соседней улице. Хозяева пострадавшего дома были на похоронах. Эта улица - вдали от блокпостов и линии огня. Здесь нет укреплений ополченцев. Но именно сюда сегодня днем прилетела мина. Снаряд попал в бетонный забор.
Люди показывают осколки от мин и молят о помощи. Они живут в постоянном страхе, что следующий снаряд попадет в их дом, и вздрагивают при каждом выстреле. О своем горе жители Славянска готовы кричать на весь мир. Но прежде всего, они обращаются к властям Украины.
"Как мать и как бабушка, я очень прошу, уведите войска. Неужели переговоры дороже стоят, чем война?! Пожалуйста, я вас прошу, умоляю, уведите войска, пожалуйста. Хотим мира!" - говорит жительница Славянска.
Вместо правительства Украины отвечают артиллерийские орудия. Сегодня в больницу доставили четверых раненых мирных жителей. Ополченцы ждут новых попыток штурма, а жители спешат уехать подальше от боевых действий. Несколько автобусов вывезли более ста детей и женщин.
Многие жители Славянска уезжают сами. Правда, рейсовые автобусы ходят редко и с опозданием. Дороги перекрыты боевиками так называемой Нацгвардии, поэтому приходиться объезжать блокопосты.
"Водитель рассказывает, что в Изюме отпечатки пальцев берут у мужчин, а женщин, детей, стариков не трогают, женщин и мужчин еще фотографируют. Делает это милиция, не военные. Говорят, что это делает милиция, забирает автобус, ведут в горотдел и там это делают. Держат по три, по четыре часа", - рассказывает диспетчер автовокзала Алла Безрук.
На заправках нет бензина. Хотя для города главная проблема - отсутствие воды. В больницу ее привезли пожарные. Медсестры и врачи носят ведра на четвертый этаж поликлиники. В здание самой больницы протянули пожарный рукав.
"Полчаса, минут сорок уже таскаем, но это нам пошли как раз на уступки, что нам дали шланг, и мы со шланга набрали, а так это все вручную носится", - говорят медработники.
"Уезжать не собираетесь?" - спрашивает их журналист.
"А куда ехать, внучек? Куда поедешь? Бросить вот это все, наживали, наживали, и бросить, куда-то уехать, а приехать - все разгромят, растащат и все. Вот и ездий так под пулями", - отвечает одна из медсестер.
Воду подвозили и к жилым домам. На улице жарко, но люди вынуждены стоять в очереди. Здесь, как и везде, в основном пожилые люди и дети. К вечеру водовод починили, но это еще не значит, что проблема полностью решена. Четверть воды в городские квартиры поступает с распределительной станции. Здесь ее фильтруют и обеззараживают. Протяженность труб от реки до станции - 18 километров. Их проложили 100 лет назад. Коммуникации старые, 40% воды теряется, и скоро эту воду нечем будет обеззараживать – заканчивается хлор.
Полки продуктовых магазинов пустеют, провезти товар в Славянск очень сложно. Поставщики подняли цены за транспортировку, но продавцы ценники не меняют, понимают, что у людей денег практически не осталось. Все сложнее достать редкие лекарства. В аптеках - только самое необходимое. На помощь приходят жители соседних регионов. Сегодня в Славянск смогли доставить очередной гуманитарный груз.