Неделя перед выборами стала временем самых жестких боев на Юго-Востоке Украины
Киевская власть объявила, что проведет зачистку и к выборам покончит с сопротивлением Майдану. И расстрел в Волновахе стал одной из самых кровавых трагедий в этом противостоянии. Погибли 17 украинских военных. По ним объявлен траур, но вопросов в расследовании происшедшего уже больше, чем ответов.
Версии разнятся. Украинские силовики обвиняют в нападении Антимайдан, сторонники федерализации демонстрируют доказательства - армия ударила по своим. Но в обоих случаях необъяснимым остается то, что убивать военных на блокпост приехали сначала на джипах с надписью "Приватбанк", потом накрыли огнем с вертолетов. А потом в больницу за ранеными приехал "Правый сектор".
Начиная еще с расстрела на Майдане, кажется, что сценарии трагедий писались заранее.
Они не хотели умирать и убивать тоже. Украинские военные, отказавшиеся вступать в бой под Лисичанском, прячутся от обстрела вместе с ополченцами Донбасса. Даже не скажешь, что они в плену - ополченцы оставили военнослужащим личное оружие. Позже вообще отпустили. Но на ближайшем блокпосту украинской армии, 30 солдат расстреляли свои.
"Потом они бросили оружие и отказались стрелять в мирное население, и они ушли, а их расстрелял "Правый сектор", - рассказывает очевидец.
Рассказ выжившего солдата - пока единственное подтверждение. Украинские силовики расправу над своим подразделением не комментируют. Что это было: акт устрашения или провокация, чтобы потом обвинить ополченцев.
Зато на народное ополчение Донбасса уже пытаются возложить вину за другое военное преступление. Некие люди в камуфляже забрали из больницы, а потом расстреляли, раненых в бою у посёлка Волноваха.
В Волновахском районе неизвестные атаковали блокпост регулярной армии. Подъехали на инкассаторских машинах и открыли огонь в упор. На месте погибли 17 человек. Через час подтянулись боевые вертолёты украинских ВВС. Но не стали эвакуировать раненых, а открыли шквальный огонь из пулемётов. Те, кто остался жив во время первого нападения, снова прячутся в лесу.
Примечательно, напавшие на блокпост, приехали на инкассаторских машинах банка "Приват". Он принадлежит олигарху-губернатору Коломойскому. Один из микроавтобусов во время перестрелки боевикам пришлось бросить. И, возможно, огнём с вертолётов заметали следы.
Территория хаоса. Официальное расследование многочисленных убийств на востоке Украины ведутся. Но какой может быть результат в горячке фактически гражданской войны.
Например, в Одессе, только когда высохли слёзы, с холодной головой, удалось разобраться: события в городе были спланированы. Начинались как провокация, закончились как трагедия.
То, что это была срежиссированная акция, доказывает ряд моментов. Первое - не было стихийного конфликта футбольных фанатов и пророссийски настроенных активистов. На видеокадрах видно, как сторонников Майдана заранее делят на отряды.
Команда - подавить протест жёстко, показательно уничтожить лагерь сторонников федерализации на Куликовом поле. На кадрах с личной камеры одного из координаторов Евромайдана в Одессе видно, как по городу, охваченному беспорядками, мужчина передвигается на мотоцикле. Ему нужна максимальная мобильность. Выполняет сразу несколько задач: контролирует, распространяет информацию. Например, здесь рассказывает журналистам, что на улицы вышли вооружённые люди с георгиевскими ленточками.
Это называется - создать информационный фон. Кто первым крикнет: "Держи вора!" Оружие, действительно, в руках людей с георгиевскими лентами. На этом и построена провокация. Но кто они на самом деле?
У каждого на рукаве ещё и ярко-красная повязка. Это метка "свой-чужой". Георгиевская лента позволяет компрометировать пророссийски настроенных активистов. Красная - чтобы свои, майдановцы, не покалечили в драке. Не трогает таких людей и милиция. Многие стражи порядка сами с красными лентами.
Дмитрий Фучеджи в момент одесской трагедии возглавлял областную милицию, говорит, что никто не ждал провокации. Но явно недоговаривает. Вот он беседует с красноповязочниками ещё до начала беспорядков. А вот стоит у одесского штаба майдановцев. Улица Жуковского,36. Вход в арку охраняет милиция. Причём боевики Майдана дружелюбно перекрикиваются с непримиримыми врагами - люди с георгиевскими лентами прогуливаются совсем рядом, словно свои. Никаких стычек, града камней, попыток взять штаб. Лёгкий штрих, здесь же припаркован автомобиль с эмблемой ОБСЕ.
Точка невозврата. Люди с двумя лентами на рукавах, георгиевской и кроваво-красной, провоцируют футбольных фанатов. Именно в том месте, где выстроилась милиция с красными повязками. Провокаторы прячутся за спины стражей порядка и оттуда стреляют в толпу безнаказанно, как минимум, из двух автоматов. А вот в толпу стреляют с крыши. Здесь интересен телефонный разговор, записанный камерой координатора на мотоцикле. Некая девушка сообщает: на одной из улиц кто-то строит баррикады. Чтобы было понятно, колорадами называют пророссийски настроенных активистов: "А строят колорады баррикады?" - "Нет, наши, но не наши".
Видимо, трактовать это нужно так. Наши - потому что майдановцы, не наши - потому, что играют роль антимайдановцев, или потому что не местные - киевские. Бывший глава одесской милиции говорит, что за две недели до трагедии в Одессе высадился десант столичных боевиков под предлогом усиления блокпостов вокруг города.
"Их привезли сразу в одночасье. Их выставляли на службу, по 10-12 человек на блокпост. Блокпостов было 12. Остальные все находились в городе Одессе. В пионерлагерях, на базах отдыха, и так далее. Финансировал кормление и содержание губернатор", - рассказывает бывший врио начальника ГУ МВД Украины по Одесской области Дмитрий Фучеджи.
Именно приезжие боевики, по мнению Дмитрия Фучеджи, стали ударной группой во время беспорядков в Одессе. Нейтрализовать их не смогли якобы потому, что в день трагедии всех силовиков собрали на многочасовое совещание. Приказали отключить телефоны. С совещания руководство милиции вышло уже в пылающий город. Кстати, далеко не все майдановцы и футбольные фанаты знали о готовящейся провокации. Ими просто манипулировали. Вот пример. На улице ловят одного из тех, кто стрелял по горожанам. Человек в маске, с георгиевской ленточной на рюкзаке и красной повязкой. Сначала от толпы его защищает милиция. А потом злейшие враги - бойцы одной из сотен.
Ещё один эпизод снят все тем же координатором на мотоцикле. Сторонники Антимайдана бегут под защиту милиции. Натиск толпы фанатов все сильнее. Ситуация грозит выйти из-под контроля. И снова людей с георгиевскими лентами спасает одна из киевских майдановских сотен. Берегут словно своих.
Толпа хочет мести и драки. До майдановцев доходит информация, что с их стороны есть первые погибшие. И тогда неуправляемой людской массе указывают враг – в лагере на Куликовом поле. А вот милицию, наоборот, успокаивают.
И здесь мы видим того самого координатора на мотоцикле. Он впервые попадает в кадр своей же камеры. Активный сторонник Майдана. Зовут - Марк. Вот он вместе командиром 15-й сотни Миколой. Последний известен тем, что расстреливал людей, запертых огнём и толпой в Доме профсоюзов.
А вот Марк рядом с Андреем Парубием на одном из одесских блокпостов. За несколько дней до трагедии секретарь украинского Совбеза приехал вручить майдановцам бронежилеты лично. Принимает подарки всё тот же сотник Микола. Но, похоже, главной целью визита, было совещание, на котором Парубий озвучил приказ Киева ликвидировать, наконец, лагерь сторонников федерализации.
"Эта акция проводилась, будем говорить, с благословения и корректировкой действий на уровне Киева. В Одессе силами органов власти местных не получилось разогнать Куликово поле. Вот они пытались повлиять на нас. Правоохранительные органы стояли на позиции отказа, и тогда вклинился Порубий со своими людьми", - рассказывает Дмитрий Фучеджи.
И этим боевикам дали карт-бланш. В Дом профсоюзов они вошли первыми раньше, чем милиция. На малоизвестных кадрах видно: боевики пытаются выбить двери в кабинеты ещё во время пожара.
Избивают человека, уцелевшего, но едва стоящего на ногах.
Вообще провокаторы, похоже, проникли в Дом профсоюзов задолго до того, как люди попытались укрыться там от обезумевшей толпы. Возле входа, на баррикадах, человек в маске и с красной повязкой. Двери распахнуты. Словно намёк куда бежать. А вот человек нарочито, не таясь, бросает с крыши коктейль Молотова. В лучах солнца виден лишь силуэт. Но на фотоснимке можно разглядеть кроваво-красную повязку на рукаве. Когда всё будет кончено, на крыше Дома профсоюзов найдут многочисленные георгиевские ленточки. Чтобы у всех сложилось впечатление - здесь были не киевские боевики с Майдана, а протестующие. Вязали ленты, спасаясь от огня, стрельбы и разъярённой толпы.