Новому президенту Украины достанется война Майдана с Антимайданом, долги и обрушившаяся экономика
В конце остается один - вместе с лаврами, победителю гонки достанутся и шипы - проблемы, которые решать надо срочно. Многомиллиардные долги, разрушенная экономика, гражданская война, вооруженные люди даже в центре Киева - и, помимо всего, ощутившие власть толпы и уходить с Майдана пока не собирающиеся.
Один из первых вопросов, который, без сомнения, встанет перед новым Президентом Украины, будет классически краток: "Что делать?" Причем, это "что делать" применительно ко всему - и к политике, которую должен будет проводить новый украинский Президент; и к экономике, убитой на Украине практически полностью; и к "социалке", которая, пока тепло, и дефицит газа не так заметен, ближе к осени может взорвать ситуацию и на этом фронте.
"Украина, наверное, напоминает сейчас такой корабль, который получил пробоину, уже набирает воду и вместо того, чтобы эту воду откачивать, срочно становиться на ремонт, заделывать дыру, корабль уводят дальше, дальше в открытое море", - говорит директор украинского Центра социальной аналитики Евгений Филиндаш.
Самый острый вопрос будущему Президенту: что делать с фактически начавшейся гражданской войной, расколовшей Украину на части? Как разоружать все формирования, созданные Майданом, наводнившие страну и частично превратившиеся в никем не контролируемые банды. Как договариваться с теми, кто обороняет свои города и от этих банд, и от военных, которых присылают воевать на юго-восток страны из Киева?
Искать ответ на этот вопрос призывают своего будущего коллегу и Президенты Евросоюза. Совсем недавно активно поддерживавшие Майдан, который в итоге и привел к военным столкновения в украинских городах.
"Если в стране будет идти гражданская война, экономика не будет работать. Поэтому он должен начать переговоры с Восточной и Южной Украиной. Это первое. Ну, а дальше это борьба с коррупцией. Если сейчас Евросоюз предоставит Украине помощь, так эта помощь окажется в карманах украинских олигархов. Немного из этого будет использовано на развитие экономики", - считает президент Чешской республики Милош Земан.
То есть вновь все уперлось в коррупцию и олигархов, под лозунги о борьбе с которыми нынешняя власть и устроила госпереворот. Украинцы, пришедшие в конце 2013-го на Майдан, справедливо полагали, что на пути к улучшению их жизни стоит Янукович и окружавшие его олигархи. В результате Янукович бежал. Но жизнь не улучшилась и, главное - олигархи остались.
Как были они и при всех предыдущих Президентах Украины: и Кравчуке, и Кучме, и Ющенко. И, похоже, никуда украинские олигархи исчезать не собираются.
Иначе бы Леонид Кравчук, при котором олигархат в начале 90-х и формировался, не стал заявлять, что в нынешних условиях бороться с ним не нужно.
"Ну, давайте будем взрослыми. Сегодня основная масса власти у олигархов, и если ставите задачу ликвидировать олигархов, это означает ликвидировать экономику Украины. Давайте будем честными. Ликвидировать экономику Украины, если это для популизма, ну что ж, можно", - считает Леонид Кравчук, в 1991-1994 гг. президент Украины.
Призывавший, в том числе и к борьбе с олигархами на Майдане всего 3 месяца назад, до своего прихода к власти, нынешний премьер-министр Украины Яценюк, сидевший рядом с Кравчуком, пассаж о популизме проигнорировал.
Это сценка с одного из круглых столов "О мире и согласии", которые на Украине устраивали нынешние киевские власти, для того, чтобы показать всем, что они не только проводят карательную операцию на юге-востоке, но и якобы пытаются договориться с ополченцами. Еще один бывший украинский президент Леонид Кучма тоже сказал, что с олигархами бороться не надо, а вот повлиять на них стоит. Чего, к слову, сам он, когда был главой государства, не делал.
"Требуется определить потолок. Потолок для олигархов, чтобы не стало так, чтобы в руках 5-10-15 человек оказалось все. Если есть деньги у них, пусть не скупают все и не кладут под одно место. А пусть вкладывают деньги в свои предприятия. Потому что и химические, и металлургические предприятия потребуют колоссальной реконструкции. Чтобы мы газу меньше кушали из той же России", - говорит Леонид Кучма, в 1994-2005 гг. - президент Украины.
В этом случае даже странно задавать вопрос: что будет делать с олигархами Президент, которого изберут сейчас, если он и сам олигарх?
И, тем не менее, Порошенко, в случае его победы, придется на этот вопрос отвечать. И перед народом. Пытаясь объяснить, что он "правильный олигарх". И перед своими коллегами по бизнес-цеху. Другие украинские олигархи, такие, как Ахметов, Коломойский, Тарута и прочие, изначально пытавшиеся отстраниться от революции (все-таки именно их на Майдане, мягко говоря, ругали), перед выборами очень активно встали на сторону майдановцев.
"Очень прозрачная мотивация. Их мотивация такая. Они хотят сохранить награбленное и передать по наследству. Они понимают, что каждая новая власть может их вполне этого всего лишить", - считает директор украинского центра социальной аналитики Евгений Филиндаш.
Причем, именно этим, а вовсе не заботой о народе, мотивированы все украинские олигархи. От Порошенко до Ахметова, контролирующего практически всю промышленность Донбасса. Чтобы защитить свой бизнес, он записал даже целое видеообращение к нации.
"Сегодня представители, так называемой, ДНР захватили железную дорогу. Они не просто остановили железную дорогу. Они остановили сердце Донбасса. Потому что промышленность Донбасса без железной дороги умрет, а значит умрет Донбасс, наш трудовой край, и поэтому я призываю все трудовые коллективы выйти завтра на предупредительный протест по месту работы", - обратился к жителям Донбасса Ринат Ахметов, президент компании "Систем Кэпитал Менеджмент".
Призыв олигарха к собственным рабочим бастовать, понятен. Это произошло после того, как самопровозглашенная Донецкая республика заявила о начале национализации предприятий Донбасса. То есть его, Ахметова, собственности.
"Во время противостояния на Майдане, во время проведения выступлений в Киеве в СМИ появлялась информация о том, что неоднократно проходили встречи посла Соединенных Штатов на Украине с Ринатом Ахметовым, где обсуждался вопрос с ситуацией в стране, а также рычаги влияния, которые, возможно, будут предприняты на его финансово-промышленную империю. Он очень долго пытался держать нейтралитет и, в принципе, балансировать между интересами населения Донбасса, где расположены его основные производственные активы, а также центральной властью Киева, от которого он тоже зависит", - говорит политолог Александр Кава.
Не менее важный вопрос будущему президенту, (а то, что это будет Порошенко, мало кто сомневается): как погасить антироссийскую риторику, которую сам он и раздувал, и которую так поддерживали политики Европы? Теперь там заговорили о нежелательности напряженных отношений Украины с Россией. И вот уже президент Чехии, обращаясь к будущему украинскому Президенту, предлагает то, к чему все время призывала Россия - федерализации Украины.
"Прежде всего он должен ввести региональное самоуправление, которое действует практически в каждой стране Европейского союза. Мы в 2002 году были последними, кто его ввел. Региональное самоуправление - это децентрализация, или по-другому это можете назвать. Это значит, что не только отдельные области, но и отдельные города и поселки имеют больше возможности к самостоятельному принятию решений", - говорит президент Чешской республики Милош Земан.
Похоже, самостоятельность украинских регионов для Европы вопрос решенный, но как тогда новому Президенту Украины объяснять народу, особенно в Славянске и Мариуполе, зачем вводили войска на юго-запад, требовавший большей самостоятельности? И как долго ждать улучшений?
"Всё находится лишь в самом начале процесса нормализации: в президентских выборах может быть второй тур, потом пройдут парламентские выборы, но нельзя ожидать, что за одну ночь произойдет чудо. Речь о выборе такого пути, когда украинцы сами буду строить свое общество при дружеской поддержке как с Запада, так и с Востока", - отмечает Тарья Халонен, с 2000 по 2012 гг президент Финляндии.
"Я родом из Югославии, большого и сильного государства, которое распалось на несколько небольших стран. Могу сказать, что лучше быть одной сильной страной, чем маленькой и слабой. Все уничтожено, тяжелейшие последствия для всех. Украине нужно договариваться и с Европой, и с Россией с максимально рациональным подходом. Это можно было сделать еще несколько лет назад, но не хватило понимания интересов всех сторон", - считает Борис Тадич в 2004-2012 г Президент Сербии.
А пока, за всеми украинскими событиями как-то забылось, что вот-вот исполнится 100 дней, как Майдан назначил исполняющим обязанности Президента Турчинова. В нормальной ситуации все бы обсуждали: "А что же сделано за это время, пусть и и.о., но главой государства, да еще и при колоссальной поддержке Европы и США?". Но обсуждать-то нечего. Всё ненормально настолько, что никаких улучшений в жизни Украины не было, нет и не предвидится, кто бы ни пришел к власти и какие бы обещания он не давал избирателям, а ему самому не давали на Западе.