Путешествие из Мариуполя в Киев — рассказ освобождённого британского журналиста
Представитель Украины при ОБСЕ отказался отвечать на вопрос, когда власти Киева допустят к задержанным российским журналистам наблюдателей этой организации. Не ответил он и на вопрос, когда их могут освободить. Российских журналистов украинские власти обвиняют в пособничестве террористам.
Комиссар Совета Европы по правам человека выразил сегодня обеспокоенность преследованием журналистов на Украине и призвал власти Киева немедленно освободить задержанных представителей СМИ. Пока этот призыв на Украине услышали только в отношении британского журналиста Грэма Филлипса. Его выпустили на свободу минувшей ночью.
Грэм Филипс едва успевает читать все поступающие ему СМС и отвечать на телефонные звонки. Судьбой британского гражданина сегодня интересуются не только российские, но и зарубежные коллеги. Филлипса, снимавшего репортажи об Украине для российского телеканала Russia Today, задержали 20 мая в Мариуполе. Оттуда под конвоем увезли в Киев. А уже в украинской столице несколько часов допрашивали в милиции.
Грэм Филлипс: "Это очень глупо, нелепо и нечестно. Так можно сказать, что все журналисты похожи на шпионов, у всех есть камера, все задают вопросы. Они незаконно задерживают людей".
По словам Грэма, на протяжении нескольких часов ему пришлось доказывать, что он действительно журналист. Показать свои материалы. Объяснить, что на востоке страны был в командировке. А еще он пытался донести до сотрудников милиции, что в цивилизованной стране каждый имеет право на свою точку зрения.
Грэм Филлипс: "Я сказал им, что если они хотят жить в демократическом обществе, то должны признать право иметь мнение отличное от их собственного. Так же сказал, что люди на востоке Украины голосовали во время референдума вполне демократичным путем".
На допросе британцу намекнули, что на Украине ему лучше не задерживаться, поэтому завтра он планирует улететь в Лондон. Грэм, в свою очередь, интересовался у милиционеров судьбой коллег - сотрудников российского телеканала "Лайф Ньюс" Олега Сидякина и Марата Сайченко, которых задержали в Мариуполе в воскресенье. Но никакого внятного ответа не получил.
Грэм Филлипс: "Условия в общем и целом были нормальные. Вы знаете, я - британский подданный. Поэтому, наверное, меня содержали в нормальных условиях как обыкновенного заключенного. Меня кормили, давали высыпаться. Никто меня не бил и не причинял мне вреда. Что же касается Олега и Марата из "Лайф Ньюс" - это совершенно другая история, это совершенно недопустимо".
Между тем, наши коллеги из "Лайф Ньюс" просто исчезли. Несмотря на прозвучавшие в прессе заявления, что задержанные в Киеве, адвокаты в этом уже сомневаются. Единственное свидетельство, что журналисты живы - видео. Но когда и в каких обстоятельствах записывали обращение Марата Сайченко? Правоохранительные органы просто не отвечают на запросы защитников.
По словам Татьяны Хохловой, 72 часа, на которые по украинскому закону следователи имеют право задерживать людей без предъявления обвинения, истекли еще вчера.
"На сегодняшний момент мы не можем сказать где ребята, что с ними, в каком состоянии, предъявлены обвинения или нет. Такие вещи просто недопустимы нигде в мире. И я не знаю примеров, чтобы в течение 4 суток не было обеспечено право, которое должно быть предоставлено", - сказала Татьяна Хохлова, адвокат Олега Сидякина и Марата Сайченко.
Между тем, в местных СМИ сообщают, что Украина обвиняет российских журналистов в "содействии террористам". И в том, что они командовали ополченцами в бою под Краматорском. В качестве доказательства используется видео, растиражированное украинскими каналами. Причем местные журналисты безапелляционно утверждают, что голос за кадром принадлежит Марату Сайченко.
Подхваченная местными каналами версия украинских спецслужб не соответствует действительности - обвинение в адрес Сайченко уже опроверг автор этих кадров, ополченец с позывным "Моторола".То, что это именно он отдавал распоряжения во время обстрела, не вызывает никаких сомнений при сравнении голоса на двух записях.
"Говорили, что журналист руководил спецоперацией. Непосредственно операцией руководил я, как один из командиров подразделения. То, что какой-то непонятный журналист руководил операцией, - это полный бред. Это делали мои ребята", - уверяет командир подразделения Народной армии Донбасса.
О ситуации с задержанием российских журналистов под нелепым предлогом накануне в очередной раз спросили представителя Госдепартамента США Джен Псаки.
Джен Псаки: Мы бы призвали украинские власти расследовать произошедшее и освободить этих людей, если они действительно журналисты и не были вовлечены в незаконные действия.
Вопрос: То есть вы - последние, кто не убедился в том, что это журналисты?
Джен Псаки: У нас сохраняется обеспокоенность, о которой мы говорили вчера, по поводу обстоятельств и этих личностей.
Выяснить хоть какие-то детали о судьбе наших коллег мы пытались у секретаря Совета Национальной безопасности Украины Андрея Парубия. Однако на вопрос, можно ли рассчитывать на то, что журналистов в конце концов отпустят, он ответил вопросом.
"Сколько из вас приехало на наш брифинг с автоматами или с противотанковыми гранатами? Наверное, мало кто приехал, имея в багажнике противоракетные установки. И, вы знаете, когда у нас проходили выборы и когда приходили преступники спортивного телосложения, многие из них имели удостоверения журналистов. И этот вопрос очень философский - журналист или не журналист", - сказал Андрей Парубий.
По мнению адвокатов задержанных, речь идет о нарушении прав не только журналиста, но и человека. Между тем, многие западные политики продолжают делать вид, что на Украине все - в рамках закона. На закрытом заседании Совета Безопасности ООН на вопрос нашего представителя Виталия Чуркина о судьбе задержанных, зал ответил молчанием.
Немедленного освобождения Сайченко и Сидякина Россия сегодня потребовала на очередном заседании Постоянного совета ОБСЕ. Между тем, представители миссии на Украине очень расплывчато высказались о том, предпринимают ли они какие-то попытки выяснить, где скрывают российских журналистов.
"Мы начали процедуру взаимодействия с украинскими властями, надеемся, что удастся увидеться с журналистами", - сообщил Эртугрул Апакан, руководитель специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине.
- Правда ли, что вам накануне запретили встречаться с задержанными?
"У нас много дел. Мы встречались с другими задержанными, рано или поздно надеемся увидеть и этих. Запрета нет", - ответил Эртугрул Апакан.
При этом господин Апакан отметил, что на Украине сейчас все заняты подготовкой к предстоящим выборам. Значит ли это, что до их окончания так и не появится никакой информации о судьбе наших коллег, на это вопрос ответа пока нет.