В украинском небе на самолётах из России навигация даёт сбой
Сегодня появились сообщения, так или иначе, касающиеся безопасности полётов через территорию Украины. Росавиация предупредила отечественных перевозчиков, чтобы те были готовы к использованию навигации, не основанной на американской системе GPS. И для этого были причины.
Без предупреждения на высоте почти 11 тысяч метров. По данным Росавиации, пассажирский лайнер летел из Стамбула в Москву. Над территорией Украины в ста километрах от Днепропетровска в самолете внезапно отказала система навигации GPS. Сразу после пересечения границы России сигнал со спутников появился. И это не единичный случай.
"За последние дни выявлены случаи отключения GPS-навигации над зоной Черного моря и Украины, что подтверждает действия США по блокированию определенной зоны для приема сигналов спутника", - сообщил официальный представитель авиакомпании "Аэрофлот" Андрей Согрин.
Систему GPS создали и разработали американские военные. Министерство обороны США и сейчас полностью контролирует работу всех спутников. То, что приборы самолетов перестали получать сигнал со спутников над Украиной и именно над юго-востоком страны, говорит о том, что, возможно, это действительно результат действий американской стороны. Хотя эксперты не исключают и другие варианты.
"Причин может быть несколько. Одна причина - это помеха заградительная, от индустриального какого-то источника. Второй тип, второй класс помех это имитационная помеха. То есть помеха, поставленная специально на этот борт", - считает редактор журнала "Вестник ГЛОНАСС" Константин Крейденко.
"Во время событий в Югославии в 1999, событий в Ливии и в конфликте в Осетии в 2008-м американцы водили загрубления на сигнал GPS, то есть сигнал был смещен на несколько км , что делало невозможным его использование как навигационной системы", - рассказывает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. GPS - система глобального ориентирования. Сигнал со спутников позволяет определять координаты в пространстве. На основании этих данных бортовой компьютер самолета определяет маршрут. То есть принцип действия такой же, как и в любом навигаторе. Вот только последствияотсутствия сигнала в небе могут иметь более серьезные последствия, чем похожая ситуация на земле.
"Это непосредственно связано с безопасностью полетов. Если отключают без предупреждения – это является грубым нарушением существующих авиационных законов мирового масштаба", - отмечает бывший пилот военной и гражданской авиации Олег Смирнов.
В 2011 году система GPS перестала работать в небе над Южной Кореей. Проблемы с навигацией возникли у пилотов тысячи лайнеров из 16 стран. Тогда выяснилось, что с территории КНДР поступал сигнал, который и создавал помехи для приема информации со спутников. Авиапроисшествий удалось избежать, в том числе и благодаря системам безопасности на самолетах, заранее предупреждающих об опасном сближении с землей.
Небо над Украиной можно сравнить с оживленной автомагистралью. В небе десятки лайнеров. Каждый из них кроме системы GPS имеет и другие устройства для определения координат в пространстве
"Система GPS - это способствующая стабилизация курса навигационной системы, но это не основная навигационная система. На всех воздушных судах есть так называемая система VOR/ DME, либо автоматический радиокомпас с помощью которого экипаж воздушного судна выполняет по курсу полет. GPS - вспомогательная система, которая стабилизирует курс, не более того", - заявил советник руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Сергей Извольский.На современных самолетах установлена и российская система навигации ГЛОНАСС - альтернатива американской GPS. Одна из причин ее создания - это именно желание не зависеть от военных США. Сейчас все 24 спутника российской системы уже на орбите и работают в обычном режиме. О том, как обезопасить себя на случай выхода из строя GPS, сейчас думают и другие страны. К примеру, собственную систему навигации разрабатывают даже партнеры США Евросоюз.