Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
29 апреля 2014, 21:18

В украинском небе на самолётах из России навигация даёт сбой

Сегодня появились сообщения, так или иначе, касающиеся безопасности полётов через территорию Украины. Росавиация предупредила отечественных перевозчиков, чтобы те были готовы к использованию навигации, не основанной на американской системе GPS. И для этого были причины.

Без предупреждения на высоте почти 11 тысяч метров. По данным Росавиации, пассажирский лайнер летел из Стамбула в Москву. Над территорией Украины в ста километрах от Днепропетровска в самолете внезапно отказала система навигации GPS. Сразу после пересечения границы России сигнал со спутников появился. И это не единичный случай.

"За последние дни выявлены случаи отключения GPS-навигации над зоной Черного моря и Украины, что подтверждает действия США по блокированию определенной зоны для приема сигналов спутника", - сообщил официальный представитель авиакомпании "Аэрофлот" Андрей Согрин.

Систему GPS создали и разработали американские военные. Министерство обороны США и сейчас полностью контролирует работу всех спутников. То, что приборы самолетов перестали получать сигнал со спутников над Украиной и именно над юго-востоком страны, говорит о том, что, возможно, это действительно результат действий американской стороны. Хотя эксперты не исключают и другие варианты.

"Причин может быть несколько. Одна причина - это помеха заградительная, от индустриального какого-то источника. Второй тип, второй класс помех это имитационная помеха. То есть помеха, поставленная специально на этот борт", - считает редактор журнала "Вестник ГЛОНАСС" Константин Крейденко.

"Во время событий в Югославии в 1999, событий в Ливии и в конфликте в Осетии в 2008-м американцы водили загрубления на сигнал GPS, то есть сигнал был смещен на несколько км , что делало невозможным его использование как навигационной системы", - рассказывает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. GPS - система глобального ориентирования. Сигнал со спутников позволяет определять координаты в пространстве. На основании этих данных бортовой компьютер самолета определяет маршрут. То есть принцип действия такой же, как и в любом навигаторе. Вот только последствияотсутствия сигнала в небе могут иметь более серьезные последствия, чем похожая ситуация на земле.

"Это непосредственно связано с безопасностью полетов. Если отключают без предупреждения – это является грубым нарушением существующих авиационных законов мирового масштаба", - отмечает бывший пилот военной и гражданской авиации Олег Смирнов.

В 2011 году система GPS перестала работать в небе над Южной Кореей. Проблемы с навигацией возникли у пилотов тысячи лайнеров из 16 стран. Тогда выяснилось, что с территории КНДР поступал сигнал, который и создавал помехи для приема информации со спутников. Авиапроисшествий удалось избежать, в том числе и благодаря системам безопасности на самолетах, заранее предупреждающих об опасном сближении с землей.

Небо над Украиной можно сравнить с оживленной автомагистралью. В небе десятки лайнеров. Каждый из них кроме системы GPS имеет и другие устройства для определения координат в пространстве 

"Система GPS - это способствующая стабилизация курса навигационной системы, но это не основная навигационная система. На всех воздушных судах есть так называемая система VOR/ DME, либо автоматический радиокомпас с помощью которого экипаж воздушного судна выполняет по курсу полет. GPS - вспомогательная система, которая стабилизирует курс, не более того", - заявил советник руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Сергей Извольский.

На современных самолетах установлена и российская система навигации ГЛОНАСС - альтернатива американской GPS. Одна из причин ее создания - это именно желание не зависеть от  военных США. Сейчас все 24 спутника российской системы уже на орбите и работают в обычном режиме. О том, как обезопасить себя на случай выхода из строя GPS, сейчас думают и другие страны. К примеру, собственную систему навигации разрабатывают даже партнеры США Евросоюз.

Читайте также: