Они сажались за родину — кто и за что арестован по приказу из Киева?
Одной из причин возобновления силовой операции Киев называет гибель депутата из Горловки Владимира Рыбака. Его тело на неделе найдено под Славянском. Киев обвинил в убийстве сторонников федерализации и неких сотрудников российских спецслужб, притом, что даже ОБСЕ на неделе опровергло - офицеров российских спецслужб на востоке Украины нет. Ополченцы ответили Киеву, что это убийство - провокация сторонников Майдана. При этом счет пропавших на востоке Украины уже идет даже не на десятки.
С одной стороны, западные журналисты уверяют, что силы самообороны задержали 11 человек - среди них называли и журналиста Саймона Островского, которого ополченцы брали в плен как агента "Правого сектора", и уже отпустили. С другой - сторонники федерализации счет своих пропавших по ордеру из Киева ведут от народного губернатора Павла Губарева, арестованного за захват зданий и призывы к свержению власти, хотя ни в каких насильственных действиях он не участвовал.
Площадь, митинг, грузовик - так здесь и появляются новые украинские лидеры в эти смутные времена. "Народный" губернатор Донецкой области предприниматель Павел Губарев просто озвучил то, что несколько месяцев и так обсуждали десятки тысяч горожан. Это было 1 марта. Пару дней спустя он потребовал референдума о статусе области. А уже 6-го числа неожиданно исчез. Похищение происходило едва ли не в прямом эфире.
"Это был не арест, а скорее всего, похищение. Больше суток мы не знали никакой информации о нем, о том, что, где он находится и по какой причине он был задержан", - говорит Екатерина Губарева, жена Павла Губарева.
Причину похищения лидеру "Славянского союза" Владимиру Рогову - его выкрали прямо из машины по дороге из Харькова в Белгород на день раньше - тоже никто не назвал. Но она была понятна. Кричащим "Слава нации - смерть врагам" он показывал фото фронтовиков, а во время Майдана снял фильм о нелицеприятной изнанке украинского протеста и технологиях, которые прежде обкатывали в Египте и Ливии.
Похитители били, интересовались, "кто из конторы (имеется в виду СБУ) слил ему эту информацию", напоследок посоветовали "валить в Рашку".
"Когда они выкидывали на границе, сказали: "Попробуешь вернуться, поймаем и отдадим в руки правосеков. Они тебя на ремни порежут", - вспоминает Владимир Рогов, руководитель общественной организации "Славянский союз".
"Правосеки" - это не ругательство, это ориентация всех активистов националистического "Правого сектора" - боевого крыла Майдана. Ставить под сомнение эти угрозы Рогов не стал.
Своими подвигами правосеки запомнились всем, кто бывал на Майдане. Там они, кроме превращения центра Киева в помойку, искали воображаемых врагов, шпионов и провокаторов. Обычно их пытали, унижали, ставили на колени. В светлое время суток бойцы называли себя стражами порядка, но характерные замашки и рефлексы не могла скрыть даже маска.
Это достается журналисту Максиму Равребе - он одним из первых не побоялся сказать: приемы и методы головорезов из "Правого сектора" на Украине теперь надолго.
"Сначала внутри Майдана, а потом они шагнули за пределы Майдана. Те, кто был на Майдане, будут пользоваться своими методами и в дальнейшем. То есть, с этой целью выхватываются люди, которые засвечены на выступлениях, так называемых "антимайдановских", - говорит Максим Равреба.
Майдан закончился, а светлое будущее все не наступало. Врагов начали искать уже за пределами Киева - по всей стране. Задержания, больше похожие на похищения, начались во всех городах юго-востока, где люди выходили на выступления и митинги.
На лидера Народной дружины Одессы Антона Давидченко, безоружного, напали с автоматами и даже взрывпакетами.
"Они кинули взрывпакет под машину, чтобы взорвалась, и она сработала - открылись двери. Антон решил не усугублять ситуацию и вышел из машины сам", - рассказал Артем Давидченко, брат Антона Давидченко.
Координатора Антимайдана в Харькове Константина Долгова схватили похожие люди в масках, арестовали его все-таки в суде. Официально главного редактора интернет-издания "Глагол" подозревают в поджоге банкоматов - хотя жег по-настоящему он, конечно же, словом сердца своих читателей. Этого и боялись.
Но чаще обвинения активистам народных выступлений на юго-востоке предъявляют куда серьезнее. Посягательство на территориальную целостность Украины, захват общественных зданий и государственной власти. Амнистированные активисты Майдана, совершившие настоящий переворот, при этом не считаются даже хулиганами.
"Это просто запугивание! То есть людям показывают - только высунешься, ты сядешь в тюрьму. Только выскажешь свою позицию - ты потеряешь все. Только попытаешься отстоять свои права - мы тебя посадим. Соответственно, для простых людей, это прививка страха, то есть террор", - говорит руководитель общественной организации "Славянский союз" Владимир Рогов.
"На данный момент это более 200 человек - лидеры со всего юго-востока. То есть, все, кто встает и начинает говорить от лица людей, все те, кто могли бы представить этих людей, всех просто "пакуют". Вот иначе я другого слова подобрать не могу! Их крадут и везут в Киев, закрывают", - сказала Екатерина Губарева.
Тот же Губарев наверняка держал в голове этот сценарий, но опасался совсем других вещей. Об этом он рассказал буквально за пару часов до захвата.
Павел Губарев, народный губернатор Донецкой области: "За то, что мы проиграем, люди проиграют, мне действительно немножко страшно. Из-за отсутствия других лидеров, против них тоже сейчас происходят репрессии - за это я боюсь. За свою личную жизнь мне уже не страшно".
За спиной - юрист и охранник, в руках - мегафон и повестки из СБУ и милиции. Многие активисты митингуют теперь только так.
Лозунги здесь приравнены к сепаратизму. Потому выступающие настороже: приехать за ними могут в любой момент.
"Места общественных акций небезопасны, как со стороны милиции, так и со стороны наших оппонентов из националистических организаций",- говорит председатель координационного совета русский организаций востока Украины Геннадий Макаров.
В Луганске местные жители, доведенные многочисленными арестами своих родных и близких, сначала требовали - снова на митинге - освободить задержанных активистов. Не получив какого-либо ответа, отчаявшиеся люди пошли на штурм здания местной СБУ. 6 человек - это политические активисты, все, кто находился в местном изоляторе.
Среди освобожденных - Алексей Карякин. До задержания он ходил на митинги в поддержку "Беркута" и даже собирал пострадавшим бойцам деньги. Но за что его похитили и поместили в СИЗО, мужчине так и не объяснили.
"Мне сообщили, что мне инкриминируется 111 и 113 статья Уголовного кодекса - "Диверсия" и "Измена Родине". Когда я сказал "Представьте какие-либо факты, на основании чего", мне сказали: "Ну, пока ничего нет, но мы найдем", - рассказывает он.
Родные увидели его по телевизору и немного успокоились: нашелся. Сам Алексей сейчас присматривает за брошенными сотрудниками документами и арсеналом. Никто из арестантов не покинул здание СБУ. Законопослушный гражданин Карякин вместе с остальными "диверсантами" и "изменниками" все еще ждет следователей - хочет разобраться во всех деталях предъявленных ему обвинений.