В США выставка поддельных картин самых знаменитых художников вызвала огромный интерес
Основоположник импрессионизма Клод Моне рисовал лондонский пейзаж десятки раз. Но здесь - не его рука. Из двух полотен только одно - настоящий Морис Вламинк. Но даже специалист не сразу определит какое.
Залы музея города Спрингфилд давно не видели такого ажиотажа. Впрочем, и выставки такой еще не бывало. То, о чем искусствоведы не любят говорить, чего музейщики боятся больше всего, впервые заняло центральное место в экспозиции. Самые удачные подделки XX века, самые талантливые фальсификаторы, способные притвориться Пикассо, стать Ван Гогом, написать за Модильяни то, чего он никогда не писал.
"Я думаю, они мечтали о славе, о признании. Но их собственные картины не продавались, критики не ценили, а деньги были нужны. И они выбрали другой путь", - рассказывает директор музея (г.Спрингфилд) Хизер Хаскел.
В краску добавлен пластик, чтобы появились трещинки-кракелюры. Эффект вековой пыли создают китайские чернила. Точно такое полотно висит в музее Амстердама, авторская копия - в Бостоне. Там - оригиналы. Здесь - подделка.
Хан ван Меегерен - художник, придумавший целый период в творчестве Яна Вермеера Дельфтского, великого голландского живописца XVII века. Даже ведущие специалисты предвоенной Европы не заподозрили обмана, пока одного из его "вермееров" не нашли в коллекции рейхсмаршала Германа Геринга.
"Его обвинили в том, что он продавал народное достояние нацистам. И чтобы не получить срок за коллаборационизм, ему пришлось рисовать прямо в зале суда, чтобы доказать, что он всего лишь фальсификатор", - рассказывает куратор выставки Джулия Кортни.
Это был процесс века. Выяснилось, что десяток Вермееров, хранившихся в ведущих музеях мира, были ненастоящими. Эксперты заговорили о масштабе явления.
Сейчас считают, что примерно 40% картин, которые приписывают известным мастерам и выставляют на продажу, - подделка.
"Технологии выявления подделок развиваются, но и фальсификаторы становятся более грамотными и изощренными. Например, выходит в свет работа о пигментном анализе того или иного художника, и она тут же становится подспорьем для создания более совершенной подделки", - поясняет агент ФБР, специалист по подделкам Колетт Лол.
Марк Форджи был помощником одного из самых плодовитых фальсификаторов - Элмира де Хори. Тысяча работ: Синьяк, Пикассо, Ренуар... Он не подделывал подписи великих, покупатели сами обманывались в авторстве. Его "Одалиска" в стиле Матисса считаются виртуозной имитацией.
"Элмир любил говорить: у Матисса никогда не было такой чистой линии, как у меня. Я вынужден сдерживать себя, чтобы больше походить на него!" - рассказывает автор книги "Ученик фальсификатора" Марк Форджи.
Эмир де Хори покончил с собой прямо перед приходом полиции. Еще один выдающийся фальсификатор Эрик Хебборн был убит. Жизнь других сложилась непросто: приходилось бежать, скрываться, менять имена. Большие деньги - большой риск.
Марк Лендис работал не ради денег. Свои подделки он дарил маленьким небогатым музеям. Ему нравилось быть филантропом. Он был уверен, что несет людям прекрасное и вечное. Кстати, его собственные работы теперь подделывают другие.