К защитникам Луганска присоединяются жители области и формируют лагеря на подступах к городу
Несмотря на все попытки помешать работе съёмочных групп, нашим корреспондентам удалось снять материал о луганских ополченцах, которые не стали митинговать у здания СБУ, а разбили полевой лагерь и организовали свою, "партизанскую", армию. Они готовятся отразить атаку армейских подразделений, в случае если Киев рискнёт применить силу и на Луганщине.
Бревно, несколько лопат и трудовой энтузиазм - всё что нужно для создания полевого блокпоста. Ополченцы укрепляют подступы к своему лагерю.
"Мы сейчас укрепимся, будет стоять караул, мы будем знать, что к нам на расстояние километра никто не подойдёт. Мы хотим спать спокойно", - говорит ополченец Юрий Пилипенко.
Народное ополчение Луганской области - это сотни мужчин под командованием лидера Алексея Мозгового. Штаб - в одной из станиц неподалёку от Луганска. Здесь собрались те, кто в мирной жизни спускается в шахту, крутит баранку такси, ведёт мелкий бизнес.
Главная цель ополченцев - сопротивление карательным операциям киевских властей. Говорят - когда армия и нацгвардия воюет с собственным народом, нельзя сидеть сложа руки.
"Гражданская война давно началась. Украина расколота давно, с самого начала. Но мы как-то жили, на них внимания не обращали. Но после этих событий на Майдане - это уже не трещина, это уже разлом", - считает начальник штаба народной дружины Дмитрий Солдатов.
В лагере происходит постоянная ротация. Ополченцы ездят домой по делам, потом возвращаются. Кто-то живёт в штабе постоянно - спят в бывшем помещении машинно-тракторной станции или в палатках. С продуктами перебоев нет - местные жители снабжают повстанцев овощами, мясом и рыбой. Армейская дисциплина - постоянно проходят тренировки по строевой подготовке и рукопашному бою.
Как утверждают ополченцы, пистолетов и автоматов у них нет. Главное оружие - увесистые булыжники, в лучших традициях народного восстания. Ну и, конечно, отлично налажена разведка. Обо всех перемещениях военной техники и незнакомых людей по области моментально становится известно в штабе.
Народное ополчение действует методами партизанской борьбы. По сигналу тревоги в любое место за считанные минуты прибывают десятки людей. Накануне, например, жители Райгородки заметили, что пришла в движение колонна бронетехники аэромобильной бригады, которая расположилась в поле недалеко от села. Ополченцы понимали, если колонна выйдет на трассу, добром это не кончится, поэтому было решено её заблокировать.
"У нас есть опасения, что колонна может пойти на Славянск или на Луганск. Поэтому мы собрались здесь, чтобы сохранить мир, спокойствие", - объясняет протоиерей, настоятель Свято-Никольского храма отец Владимир.
Местные жители пытались убедить солдат сложить оружие, но те отказались - впрочем, пообещали что колонна пока никуда не пойдёт и стрелять по мирным гражданам не будет. Люди решили посменно дежурить на трассе и наблюдать за действиями военных. Как говорит лидер ополченцев Алексей Мозговой, пока это мирный протест. Танки останавливают не коктейлями Молтова, а убеждением. Но если начнётся террор, как в Славянске, и власть по-прежнему не будет слышать Юго-Восток, булыжники и дубинки могут смениться аргументами посерьёзней.
"До тех пор, пока у нас нет в руках оружия, мы - мирные граждане, готовые себя защитить. И оружие мы в руки брать пока не собираемся, но до поры до времени. Если нам не дадут провести законный референдум на Юго-Востоке, то, может, и придётся взять в руки оружие", - говорит лидер Луганского народного ополчения Алексей Мозговой.
Два вопроса, которые, по мнению Алексея Мозгового, должны прозвучать на референдуме: за единую Украину или отсоединение от неё Юго-Востока. Сторонников у Луганского ополчения становится всё больше. К нему уже присоединяются станичники из соседних Донецкой и Харьковской областей.