Протестные настроения охватывают все новые города юго-востока Украины
Самые горячие новости недели приходили и приходят с востока Украины. Эпицентром напряженности в последние два дня был город Славянск под Донецком.
Министр внутренних дел Арсен Аваков на своей странице в соцсетях объявил, что там начинается силовая операция против жителей города, которые накануне захватили несколько зданий и требовали проведения референдума. Он назвал происходящее антитеррористической операцией. В ответ сторонники федерализации возвели баррикады из автомобильных покрышек и раздали оружие из захваченных милицейских арсеналов.
Очевидцы рассказывали о боевых вертолетах над городом, стрельбе на окраинах и бронетехнике, которую, по их сообщениям, подтягивают к Славянску. Через несколько часов Аваков сообщил об одном погибшем офицере СБУ и пяти раненых, силы самообороны - тоже об одном погибшем гражданском и двух раненых.
Судя по всему, операция вылилась в одно столкновение, которое, как уверяют местные жители, было провокацией боевиков "Правого сектора". И сейчас город замер в ожидании, что дальше.
Ситуация на Востоке Украины накалилась уже до предела. Всю неделю в Донецке, Луганске, Харькове митингующие захватывали здания, города объявляли себя независимыми республиками, активисты выдвигали свои требования. То есть, методы - практически те же, что весь мир наблюдал пару месяцев подряд на Майдане. Только на ОМОН никто пока не нападает, милиционеров не калечит и "коктейлями Молотова" не забрасывает.
Но те, кто на Майдане называли себя революционерами, теперь активистов на востоке называют террористами и сепаратистами.
Митингующие уверяют - мы не видим иного выхода, нас не слушают. А Украина - это не Майдан.
Юго-восток - первая кровь в Славянске. На этих кадрах - жертвы перестрелки. Очевидцы рассказывают: пальбу из автоматов открыли некие люди, примчавшиеся на машине. Целились и в протестующих, и в военных, стянутых к городу.
"Я снимаю после перестрелки. Первая машина была тех, кто приехал нападать на стоящих солдат. Мою машину тоже побили. Вон, прострел на капоте впереди и сзади. Это всё было спровоцировано специально. Машина-то нападала винницкая", - рассказывает очевидец, выложивший видеозапись в интернет.
В брошенной машине нашли тело, перед смертью человека избивали. В Славянске уверены - почерк "Правого сектора". Нужна была жертва, предлог для зачистки города.
В небе вертолёты - центр заблокирован. Славянск стал первым городом юго-востока, где новые украинские власти решились на штурм. Мэр Славянска, Нелли Штепа, накануне поддержавшая протестующих, сегодня покинула город. Славянск возглавил активист самообороны Вячеслав Пономарев.
"Принято решение - возглавить руководство, у меня приказ - возглавить руководство города. Я - Пономарев Вячеслав Владиамирович. Сейчас на данный момент мы готовимся к обороне", - сказал новый мэр.
Вчера протестующие захватили администрацию Славянска и райотдел милиции. Освобождать его направили донецкий "Беркут". Чуть позже они повязывают на форму георгиевские ленты. "Ни одного выстрела не прозвучит с нашей стороны в народ", - говорят бойцы.
Сегодня новые киевские власти перебросили в Славянск подразделения из западных регионов. Приказ о зачистке города - по сути, объявление о начале гражданской войны. Поскольку против протестующих брошены регулярные войска и спецназ.
"В районе больницы Семеновская был бой. Наши защитники дали там бой. Есть раненые. Я лично сидел - сегодня здесь на посту провозили человека раненого, по-моему, в грудь. С их стороны потери были, не были, не знаю. С их командиром я имел разговор. Они вооружены автоматами, гранатометами, вот, гранаты", - говорит один из участников самообороны города Олег.
Одну из групп эвакуируют вертолётами.
Силовой операции на юго-востоке предшествовало экстренное заседание украинского Совета по национальной безопасности. Агентство "Интерфакс" со ссылкой на источник в Верховной Раде сообщает, что на заседание не под своим именем прилетал директор ЦРУ Джон Бреннон.
"По неподтвержденным пока данным решение о силовой акции на
юго-востоке Украины (в Славянске) принималось именно с его подачи, с его руки", - говорится в сообщении.
Если эти данные соответствуют действительности, значит, ответственность за развязывание гражданской войны лежит на США.
За последние сутки протест перебросился из областных центров в небольшие города. Енанакиево, Красный Лиман, Мариуполь, Артёмовск. Вот как вчера самооборона юго-востока захватила администрацию Краматорска. Стрельба - в воздух. Украинский флаг - долой
Эта часть Украины уже неделю живёт на баррикадах. Волна народного гнева прокатилась через Донецк, Харьков, Луганск. Двери местных администраций не выдержали напора. Люди занимали здания одно за другим.
"Мы будем отстаивать свои интересы, и никто нам не закроет рот. Хватит, время молчания прошло", - говорит Сергей Хаджиков.
"Я пришел добиться справедливости. У меня два сына, два сына работают в шахте. Я хочу, чтобы они нормально работали. Чтоб было, как положено. Как в настоящей стране, а не в этом бардаке, как сейчас у нас творится", - говорит другой протестующий.
Донецк и Харьков объявили о своём суверенитете. "Съезд представителей административно-территориальных образований Донецкой области, исходя из положения устава ООН и целого ряда других международных документов, закрепляя, выражающих право народа на самоопределение, провозглашает создание суверенного государство Донецкая народная республика", - заявил один из митингующих.
Выйти на площади - для жителей юго-востока это единственный шанс, чтобы их услышала новая украинская власть. И, в отличие от киевского майдана, этот протест, действительно мирный. По крайней мере, пока не появляются провокаторы.
В Харькове двадцать боевиков "Правого сектора" обстреляли из травматики и забросали свето-шумовыми гранатами колонну демонстрантов. Их поймали. И заставили убираться вон. Ползком.
"Милиция еле сдерживала нас, чтобы мы их на части не разодрали, не потому что мы такие злые. Потому что мы со своего родного дома, где мы живем, с Харькова, мы уже им говорили 1 марта, когда их выгнали со здания обладминистрации: "Ребята, "Правый сектор", забудьте сюда дорогу!" Нет, они опят сюда едут. Что им здесь надо?" - возмущена Ольга.
Эмоции захлёстывают. Под звуки песни "Вставай, страна огромная!" сжигают чучело Бандеры и флаг всё того же "Правого сектора". Но здесь не жгут милицию и не стреляют в спину. Хотя, обстановка раскалилась. В Луганске протестующие захватили здание Службы безопасности Украины и всё оружие, что находилось в арсенале. То же самое стало происходить в небольших городах. Протестующие пока не стреляют.
"Автомат в руки взять легко, а поставить его в угол сложно. Услышьте нас, мы не просим ничего сверхъестественного. Мы просим снять все обвинения с "Беркута", "Альфы", сотрудников ВВ и провести референдум до выборов. Мы даже больше не настаиваем на отмене выборов, просто проведите референдум до выборов, и все", - говорит Алексей из Луганска.
Казалось бы, чего проще. Если Киев даст "добро" на референдум, это будет как раз та самая демократия, о которой твердили со сцены Майдана, пока сами не стали властью. Киев боится: на референдуме юго-восток проголосует за федерализацию. По сути, за независимость. Политическую - регионы хотят сами формировать местные органы власти. Экономическую - налоги требуют оставлять на местах, а не отдавать в столицу. И главное - моральную.
"Чтобы мы были не с бандерами, вот этими фашистами, неонацистами, которые спалили пол-Киева, а мы хотим, чтобы у нас здесь был порядок, чтобы у нас была страна той, которой могли бы гордиться. Мы, наши дети и наши внуки", - говорит Лилия Ухта.
Но новые украинские власти до конца недели решали проблему с позиции силы. В Харькове администрацию взяли штурмом. Тех, кто находился внутри, увезли в неизвестном направлении. Семьдесят человек. Позже их доставили в Харьковский суд. Но семьи до сих пор не знают, что с их родными.
"Написано заявление, что брат и племянник пропал, по сей день не знаю, где. Никто не сообщил. Телефон не отвечает. Власти не говорят", - говорит один из жителей Харькова.
"Хотел, чтобы мы жили мирно, чтобы справедливость была. Как видите, нет никакой справедливости. Почему майдановцы типа хорошие, а наши дети враги? Как мне увидеть своего ребенка?" - плачет мать одного из задержанных Полина Оксоченко.
Никого не жалко. Киев стягивает к Донбассу тяжёлую технику и войска. Одну такую колонну люди удалось развернуть. Из президентской администрации звучали даже слова о том, что будет открыт огонь на поражение, если протестующие не сдадутся. На кадрах, снятых в Луганске, видно - люди в чёрной форме с военной выправкой выгружают сумки. Предположительно, со стрелковым оружием, снайперскими винтовками. Разделять и властвовать - на юго-восток отправляют отряды "Беркута" из западных областей.
"Переводят подразделения Полтавы, Винницы в Харьков. Харьков пошлют еще куда-то. Она всего лишь натравливает, вот эта хунта, всего лишь натравливает одну область на другую. Вот это самое страшное, они не ведают, что творят. Стравливание собственного народа - это преступление перед народом Украины. Именно этим сейчас занимается господин Аваков", - говорит Татьяна Трипина.
Не гнушаются прибегать к помощи радикалов евромайдана. В Николаеве именно они разгоняли протестующих металлическими прутьями, битами и травматическим оружием. Пострадали минимум двадцать человек.
В Харькове зачистку проводили некие бойцы без опознавательных знаков. Эксперты уверены - на юго-восток страны Киев бросил наёмников, переодетых в форму милицейского подразделения "Сокол", либо в камуфляж непонятной расцветки. Автобус с такими странными военными заблокировали жители Донецка.
Предположительно, это бойцы частной военной компании "GrayStone", США. Отличаются жестокостью и исполнительностью. Если эксперты не ошиблись, получается, запад грубо вмешался во дела суверенного государства.
Нанимать "солдат удачи" новая киевская власть вынуждена. На юго-востоке милиция - с народом. Вот, луганский "Беркут" даёт протестующим занять здание Службы безопасности Украины. Вот так же поступает харьковский "Беркут". Расступается перед земляками. После этого горожанам пришлось брать базу местного "Беркута" под охрану, чтобы защитить милиционеров от репрессий. Власти объявили их вне закона, а командира отряда пригрозили уволить.
"Если нас "Беркут" поддержал, то мы должны мы обязаны поддержать "Беркут". Мы готовы защищать их, защищать их живым щитом, защищать свой "Беркут", своих ребят и своих защитников, которые по закону, действительно, защищают нас, народ. Действительно, люди, которые стоят на защите народа, и очень много милиции харьковской, которая перешла на сторону народа, которая не стала открывать огонь, и в их сторону теперь тоже репрессии", - говорит жительница Харькова.
Всё это очень похоже на Майдан: баррикады, покрышки, палаточные городки. Только новые власти не церемонятся, в отличие от Януковича. Глава МВД Украины Арсен Аваков был в восторге от зачистки в Харькове. Обещал, что за 48 часов решит все проблемы на юго-востоке. Это было самонадеянно. Но здесь не скупятся на слова. И на выражения.
"Я бы действовала намного жестче. Я бы их просто стреляла. Враг господствует на нашей земле. О чем мы говорим? Сегодняшняя реакция абсолютно адекватна. Но меры должны быть намного жестче. Наши люди положили свои жизни. Поэтому эти существа заслуживают только одного – смерти", - заявила депутат Верховной Рады от партии "Свобода" Ирина Фарион.
Киев относится к протестующим на юго-востоке, если не как к людям второго сорта, то как к чужим. Новой власти выгоднее считать их провокаторами, чем попытаться услышать. Например, Юлия Тимошенко во время предвыборного тура по регионам занялась в Донецке едва ли не расовой антропологией.
"Я увидела тех людей, которые совершенно не похожи на донетчан. Это люди специфической внешности. Часть из них - это военные люди. И явно видно в них военная выправка. Часть людей - это люди с маргинальной внешностью, которые ничего общего с донетчанами не имеют", - сказала она.
"Вот паспорта. Мы здесь граждане с паспортами Украины. Чтоб вы не думали, что мы здесь все не местные. А то они говорят, что туристы с России приезжают", - говорят митингующие жители Донецка.
"Я могу с твердостью заявлять, что в этом здании, в котором находятся люди, нет ни одного русского офицера или военного русского, с Российской Федерации. Нету ни одного гражданина Российской Федерации. Здесь только граждане Украины. И если кто-то собирается проливать кровь, то должны знать о том, что, все силовики должны знать, что здесь польется только кровь граждан Украины", - говорит житель Луганска.
Людей, вышедших заявить о своём мнении: на каком языке говорить, каких героев чтить, как жить дальше, презрительно называют "ватниками". То есть, недалёкими, необразованными. Называют "проплаченными". Ведь это же не киевский Майдан повышенной честности.
"Это все вранье, вранье полнейшее, люди здесь стоят за идею, потому что всем надоела эта хунта, потому что с этой хунтой никто нормально не будет жить. Мы с подругой принесли сами деньги сюда, чтобы поддержать тех, кто здесь стоит. Мы не знаем, что нести. Бинты, там, зеленку, может быть что-то еще нужно", - говорят участницы митинга.
"Почему наше мнение никто не считает? Почему если Запад - это правильно, у нас это неправильно? Кто это сказал? Кто такие? Кто выбирал Турчинова? Кто они такие? Они сами пришли на крови. Как они могут требовать что-либо у нас?" - возмущены протестующие.
К концу недели Киев, похоже, понял, что ситуация накалилась до предела. На юго-восток зачастили представители новой власти. Но к протестующим не вышли. Проводили кулуарные переговоры со своими назначенцами. Премьер Арсений Яценюк вдруг перешёл с мовы на русский язык.
"Я первый за то, чтобы гарантировать права каждому человеку разговаривать на том языке, на котором он хочет. У меня в семье моя жена разговаривает на русском языке. И не требует, кстати, гарантий, чтобы Российская Федерация защищала права русскоязычных", - заявил Арсений Яценюк. А и.о. президента Александр Турчинов заговорил о том, что Киев готов к диалогу с протестующими. Одновременно пообещал, что репрессий не будет и пригрозил штурмом. Прозвучало как "Партизаны, не бойтесь, выходите из леса".
"Нам не нужно принимать закон об амнистии. Мы гарантируем, что не будет никаких уголовных преследований людей, которые сложат оружие и покинут помещение. И я готов оформить это указом президента", - сказал Александр Турчинов.
Естественно, юго-восток не поверил. Однажды они уже слышали в свой адрес: "Нужно соглашаться, а вешать их будем потом". С баррикад никто не ушёл.
"Мы не хотим жить в фашисткой стране, когда фашисты пришли к власти. Если штурм начнется, будем умирать... И пусть они возьмут кровь на свою совесть", - говорят протестующие.
Они по-прежнему готовятся к штурму, организуют медпункты, скидываются деньгами и продуктами и тренируются отражать атаки в любое время суток.