Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
23 марта 2014, 21:35

Что готовы рассказать о происходящем на Украине те, кто пришел на Майдан в надежде на новую жизнь?

Тема Украины обсуждается везде и всюду, мало кого оставляя равнодушным. Из того, что выкладывают в Интернет участники событий, складывается впечатление, что на улицах украинских городов уже прошли точку невозврата. Как пишет один из блогеров, если склеить все ролики из Киева, можно собрать новый сериал "Бригада".

Независимые журналисты, граждане Украины, сделали репортаж о том, что сегодня происходит в Киеве. И оказалось, что там предпочитают не замечать рейдерских захватов, нападений на банки, отрядов националистов. Там видят все по-другому.

Это Сергей Нигоян, 20-летний парень из Днепропетровской области, он стал первой официальной жертвой Майдана. Я помню украинские майданы с 99 года, и всегда про них можно было спорить. Но никогда на Майдане не убивали. 22 января все рухнуло. Мысль о том, что на улицах Киева стреляют и убивают, кажется нереальной. На улице Грушевского я встречаю парня в камуфляже. В свете софитов он дает интервью и рассказывает, как принесли тело первой жертвы революции - Сергея Нигояна.

Пока не только съемочная группа, но и зеваки слушали интервью, мимо проходила киевлянка, жительница этого района Ольга Александровна.

"Это политзаключенный, который всю жизнь боролся за независимость Украины, у него никто не берет интервью, а у этих парней, которые пожгли тут пол-Украины, зачем? Чтобы на границе появилась российская армия? Мы дошли до точки невозврата. Когда-либо здравый ум, либо нам всем нужно ложиться в могилу. Нет конкретных требований, мы три месяца ждали конкретных требований, и что?" - говорит она.

Все время, пока на улице Грушевского жгли шины, Ольга Александровна защищала Национальный музей и Парламентскую библиотеку от пожара и разграбления. На пятачке 300 на 300 метров, где стояли друг против друга сторонники Майдана и бойцы "Беркута", она объясняла и тем и другим, как важно сохранить старый Киев.

"Я увидела толпу народа, которые раскачивают автобус и пытаются его перевернуть, и какие-то нестандартные дикие крики, которые сопровождали всю эту толпу. Непонятно, чего они хотели, а уже к 11 часам вечера им подвезли огромное количество шин. В эфире украинского радио звучало название английской фирмы, которая за деньги привозила шины, и владельцам шиномонтажей тоже платили организаторы Майдана за то, что те сдавали шины с удовольствием. Мы идем по местам, где революция проявилась в полной мере. Первой жертвой столкновений  стала аптека. Ее вынесли, она сейчас разбита, все разорено, окна выбиты. Старые постройки, которые выстояли уже три войны, неужели они должны были погибнуть сейчас, в XXI веке?" - говорит Ольга Александровна.

На майдане разговоры о том, что сейчас волнует, перемежаются перерывами на обед. И совсем не страшно. День на второй привыкаешь к людям в камуфляже.

"Я вам скажу: живет в России больше чем 40 миллионов генетических украинцев. Просто пишут, что русский. А как после третей бутылки так сразу петь начинает "Ой чый то кинь стойить". Я спрашиваю: "А откуда ты песню нашу знаешь?". А он: "Не хотел говорить, у меня дед украинец". Дорогие мои! Русские - это не народ, это мы украинцы, просто персонифицированные - нормальные люди, которые живут во вчерашнем дне. А мы проснулись, когда наших деток тут побили, совершенно другого качества народом. Мы проснулись теми людьми, которые могут идти в Европу", - говорит украинец.

В Доме офицеров я случайно обнаруживаю пункт сбора гражданской самообороны, здесь базируется подразделение "Медведь".

- Что вы здесь делаете?

- Ждем. Уехавших парней самообороны, которые поехали домой. Одних отправляем на обучение в Десну. Сейчас будет еще одна отправка, если наберется нужное количество людей. А дальше будет видно.

- А много приходит парней?

- Много. Все не равнодушные.

Вернувшись на Грушевского, я вижу странную картину, человек пятьдесят в камуфляже о чем-то оживленно спорят, выяснилось, что они обсуждают возможность разбора баррикад. И 31-я сотня самообороны Майдана говорит, что пока 40 дней не пройдет, они разбирать не будут. Потом меня просят выключить камеру. Но минут через десять приезжает телевизионная съемочная группа, сотенцы еще что-то обсуждают, потом бросают в бочку бутылку с зажигательной смесью и покрышку. Один из активистов кричит о том, что он не допустит, чтобы по его родному Луганску ходили люди с российскими флагами. Кажется, что передо мной развернули декорацию, сняли эпизод про то, как майдан сопротивляется. За десять минут сняли и разошлись.

Многие палатки продолжают стоять. На них портреты "Небесной сотни". За что они погибли? Об этом на Майдане сложно говорить, потому что легко можно встретить тех, кто лично знал погибших, и они, конечно, не понимают этого вопроса. Но есть другой, большой Киев.

- За что боролась "Небесная сотня"?

- Ну, как за что, за жизнь лучшую, своего добивались. Отстаивали своих детей, за будущее своих детей и внуков.

- Это те, которые погибли за 200 гривней на майдане? Зарабатывали по двести гривней на майдане.

- Слава Богу, западные хлопцы избавили нас от этой банды, мы стали себя наконец свободно чувствовать.

- Вот тут погиб человек, вон там тоже, я бы эту улицу пешеходной сделал, это мой путь сейчас, я, наверное, так буду ходить, пока не умру.

Мы добрели до разграбленного офиса Партии регионов.

- Добрый день. А что тут случилось? Народная власть сожгла здание. Если бы что-то создавали, памятник снесли. Он кому-нибудь мешал? Просто так Крым ушел, довоевались. Столько миллионов у страны украли. От моего имени и на майдан выходили, понаезжали и начинают тут порядок свой наводить.

Именно в этот момент я понимаю, что не смогу даже немного разобраться в том, что происходит сейчас в Киеве, если не зайду в одну из палаток и не увижу все изнутри.

- Добрый день. Скажите, пожалуйста, почему вы тут сидите?

- А мы тут не сидим, мы отстаиваем свои права.

Парень из Крыма рассказал, что приехал на пару дней постоять за Януковича, но опоздал на обратный поезд, вернулся на Майдан и теперь охраняет "намэт" Михайловской сотни.

- А что тут у вас такое?

- Игрушки, те, что люди приносили. (черные плюшевые игрушки утеплили крышу палатки. )

- А на что вы тут живете?

- На то, что люди дают.

Напоследок рассказывает про клумбу в солдатской каске.

- Знаете откуда эти цветы? С Януковича дачи, где он жил. Знаете откуда? С Межигорья, вот, цветы оттуда и они растут в этой каске в память погибших уже давно.

После всех разговоров сложилось ощущение, что уже не очень важно, как люди оказались на Майдане, важно то, что они сейчас себя там обнаружили. Теперь учатся договариваться о том, что же у них все-таки общего и решают сложную задачу, как жить дальше.

 

Журналисты Первого канала сознательно не внесли никаких правок в материал. Было важно, чтобы российский зритель попытался понять, что чувствуют и думают жители Украины сейчас, по крайней мере, те, кто искренне выходил на Майдан в ноябре в надежде на новую жизнь. Многое кажется недосказанным, по крайней мере, те националистические выходки, видеоотчеты о которых выкладывают в сеть сторонники "Правого сектора".

Читайте также: