Политологи и экономисты сравнивают ситуацию в Крыму с другими похожими случаями в мировой истории
Крымский референдум - отнюдь не единственный случай в мировой практике. Самый свежий пример свершившегося самоопределения - Южный Судан и Косово. До них - появление на карте Эритреи. А сейчас регион Венето - в него входят и Венеция, и Верона, и Падуя – голосует, остаться в Италии или снова стать независимой Венецианской республикой.
Получается, что споры, признавать или не признавать крымский референдум - лишь доказательство того, что базовые принципы международного права противоречат друг другу: понятие территориальной целостности и право народа на самоопределение.
И уже понятно - крымский вопрос вытаскивает на свет проблемы, решения которых в Европе много лет не могут найти - желание басков и каталонцев получить независимость от Испании, северных ирландцев и шотландцев - от британской короны.
Универсального набора правил, как должны проводиться референдумы, в мире нет, но все прекрасно понимают, что политика в каждой отдельно взятой ситуации превалирует над правом, как это было, скажем, в ситуации с признанием Западом Косова.
Эксперты в области международного права говорят, что не видят ничего экстраординарного в проведении референдума в Крыму. Подобные волеизъявления граждан - дело далеко не редкое.
Буквально сегодня в самом сердце Европы - в Италии, в Венето, северном регионе с пятимиллионным населением, начался референдум о независимости. Продлится он пять дней - до 21 марта. Вопрос только один: "Хотите ли вы, чтобы область стала независимой федеральной и суверенной республикой?" Согласно опросам общественного мнения, "за" проголосуют около 65% избирателей.
В Европе уже бывали случаи, когда жители того или иного региона высказывались за присоединение к одной из стран. Так было, например, в Сааре. Этот район на западе Германии после Второй мировой войны был оккупирован французами. В 1957 году, то есть через 12 лет, был проведен референдум, и территория вошла в состав ФРГ. Специалисты говорят, что подобных примеров по всему миру можно найти десятки.
"В свое время был референдум в Квебеке, в Канаде по вопросу о самостоятельности, независимости этой провинции. В 2014 году в общем-то запланированы аналогичные референдумы в Шотландии, Великобритании и в Каталонии в Испании. Поэтому все-таки не надо в этом плане смотреть на это событие, как нечто абсолютно экстраординарное, необычное", - считает заведующий кафедрой Конституционного и муниципального права МГУ им. Ломоносова Сурен Авакьян.
Референдум о статусе Квебека проводился уже дважды. Последний раз в 1995году за отделение этой франкофонной провинции от Канады проголосовали 49,42% избирателей. Вопрос о самоопределении Квебека остается в повестке дня. Партии, выступающие, за независимость, регулярно побеждают на выборах в местные органы власти.
В Барселоне на митинги с требованием отделения Каталонии от Испании регулярно выходят миллионы человек. Скоро их мечта может стать реальностью. На 9 ноября этого года назначен референдум, в исходе которого эксперты не сомневаются. Согласно опросам общественного мнения, за независимость провинции выступает подавляющее большинство ее жителей. И это притом, что права каталонцев на автономию полностью соблюдаются.
"В той же самой Каталонии я смотрел телевидение, видел то, что там и на испанском, и на каталонском ведутся передачи. Там надписи все дублируются на каталонском, чего, кстати, даже в Крыму последнее время не было. Например, все дорожные указатели - только на украинском языке. То есть, возможности для автономии в Каталонии намного больше, и тем не менее, они ставят вопрос о полной независимости", - говорит заместитель директора Института стран СНГ политолог Владимир Жарихин.
В Шотландии референдум по вопросу о независимости также пройдет в этом году - 18 сентября. В случае, если избиратели проголосуют за отделение от Великобритании, Эдинбург может стать столицей нового европейского государства. Такой исход, согласно опросам общественного мнения, не предопределен, но вполне вероятен.
Специалисты обращают внимание на тот факт, что многие территории получали независимость в ситуации, когда мнение центральных властей не учитывалось. Один из самых ярких примеров - Косово. Край был просто отсоединен от Сербии.
"То, что происходит в Крыму, это намного более легитимно, чем, собственно говоря, то, что совершалось в Косово. В Косово это было под давлением американцев - раз. Там были этнические чистки сербов - это два. Третье - то, что выраженная воля северного Косова, то есть сербов, по сути дела не учитывалась. Здесь мы видим, что большинство Крыма, большинство крымчан выступают за то, чтобы выразить свою волю и самоопределиться", - поясняет научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.
При этом у Крыма есть все то же самое, что и у Косова, например, титульная нация. В свое время в Международном суде рассматривалась правомочность отделения края от Сербии. И вот что тогда говорили представители европейских стран в Гааге.
Сюзанна Васум-Райнер, Германия: "Принцип эффективности - это единственный принцип, который может быть применим к Косово, поскольку у Косова есть все элементы государственности, население, территория и правительство способствуют построению государства".
Гельмут Тихи, представитель Австрии: "В международном праве отсутствует положение, запрещающее принятие Декларации о независимости или отделение".
Референдумы о статусе тех или иных территорий неоднократно проводились по прямой рекомендации Организации Объединенных Наций. Так, например, в 1999 году за независимость проголосовали в Восточном Тиморе, и спустя три года страна фактически отделилась от Индонезии. В 2011 референдум прошел в Южном Судане, и сейчас это тоже независимое государство.
В марте 2013 года на Фолклендских островах, за которые Великобритания даже воевала с Аргентиной, также провели референдум. На нем почти все жители проголосовали за сохранение нынешнего статуса - британской заморской территории.
Выступая перед журналистами в Лондоне, министр иностранных дел России Сергей Лавров напомнил и об еще одном примере.
"Вот все говорят про Косово. Есть еще такое государство, как Каморские острова, где в конце прошлого века проходил референдум по вопросу о независимости от Франции. И один из островов высказался против, и по этой причине Франция настояла на пересчете голосов таким образом, чтобы учитывалось не общее количество проголосовавших жителей Коморских островов в целом, а каждого острова в отдельности. И на этом основании остров Майота остался в составе Франции сначала как колониальная территория, а впоследствии он был включен в состав французской республики в качестве какого-то там по номеру департамента. Что это было: аннексия или самоопределение, я не знаю. ООН и Африканский союз не признали такого решения Франции, но Евросоюз спокойно с этим живет", - напомнил журналистам Сергей Лавров.
Завершил свое выступление перед журналистами Сергей Лавров словами о том, что Крым для России значит неизмеримо больше, чем Коморы для Франции или Фолкленды для Великобритании.