Ситуация в Киеве описывается одной фразой: битва за власть во время безвластия
Новости, которые приходят оттуда, удивляют и шокируют - это и предложение партии "Батькивщина" отменить законы о запрете пропаганды нацизма и поддержке нацменьшинств - а ведь именно эти законы приближали Украину к европейским стандартам прав человека. Их отмена новой власти показалась делом первоочередной важности.
Это и министры - которых назначают и снимают в зависимости от верности идеалам Майдана, а не опыта работы. Это и фото с фашистскими зигами от повстанцев и стоящими на коленях бойцах "Беркута", тонны уничтоженных документов с финансовой отчетностью крупных корпораций, призывы к люстрации, разрушение памятников, десятки убитых и сотни раненых.
Патруль самообороны Майдана на улицах Киева уже никого не удивляет. Иногда ходят вместе с милицией, но чаще - вместо. После победы революции люди в погонах не пользуются популярностью.
"Люди не доверяют, не верят милиции, что она может что-то сейчас сделать", - говорит Андрей Басараба.
Недоверие сейчас вообще ключевое слово. Политикам Майдан тоже не верит. А потому вокруг Верховной Рады разъезжает трофейный БРДМ. Решения депутаты принимают под контролем толпы - и никак иначе.
Так и появляется проект постановления об отмене закона, запрещающего пропаганду фашизма. С невероятной скоростью депутаты еще и лишают русский язык статуса регионального. Но потом все-таки одумались - ведь даже на западной Украине запротестовали. А так можно запросто лишиться поддержки. Или еще похуже. Ведь на улице те, кто воевал с милицией, только ждут повода. Боевики националистического правого сектора в любую минуту готовы снова поджигать коктейли Молотова.
"На сегодняшний момент не имеет никакого значения, то ли воевать с прошлой властью, то ли с этой. Мы не уйдем отсюда, пока не будут выполнены наши основные условия - децентрализация власти", – говорит координатор движения "Правый Сектор" Андрей Артеменко. На вопрос о наличии у них огнестрельного оружия он отвечает при этом утвердительно.
Если что, новую власть сметут, не думая. У стен парламента уже и Дмитрий Корчинский - лидер радикальной партии "Братство". Его обвиняли в организации массовых беспорядков около администрации президента 1 декабря - все это время он скрывался, где именно - не признается. Уголовное дело закрыли новые революционные прокуроры. Похоже, поторопились.
"Нужно готовить второй этап революции. Долой министров-капиталистов и долой временное правительство, которое они сейчас формируют", - заявляет лидер партии "Братство" Дмитрий Корчинский.
Утверждать состав нового правительства лидеры оппозиции ходили на Майдан. Хотя встретили там не ласково. Фамилии кандидатов толпа одобряет громкими криками. Лидер "Батькивщины" Арсений Яценюк с ее согласия становится премьер-министром. И сразу выдает совсем не оптимистичный прогноз.
"Что касается судьбы этого правительства, то я вам могу сказать, какова будет судьба всех членов кабинета министров. Это политические камикадзе. Казна пуста. Долгов - 75 миллиардов долларов США. Общий объем долговых обязательств Украины - 130 миллиардов долларов США", - говорит он.
Днем в среду Верховная Рада утверждает новое правительство - одним списком.
Состав довольно пестрый. Министр культуры - актер Евгений Нищук - ведущий всех митингов на майдане. Антикоррупционный комитет достался журналистке Татьяне Черновол. Ни экономического, ни юридического образования у нее нет, но видимо не требуется.
Ее коллега по цеху, телеведущая Виктория Сюмар стала заместителем секретаря совета национальной безопасности. Но были и те, кто отказался - депутату Борису Тарасюку не понравилась, по его словам церемониальная должность вице премьера по вопросам евроинтеграции. А главный медик Майдана Ольга Богомолец отказалась от должности вице-премьером по гуманитарным вопросам.
"Я считаю, что изнутри системы менять ее значительно сложнее, чем находясь вне ее. Потому что, заходя в систему, ты становишься заложником, не всегда понимаешь, что в ней происходит", - говорит главный врач Института дерматологии и косметологии.
Все ключевые посты достаются соратникам Юлии Тимошенко. Среди них и спикер парламента, исполняющий обязанности сбежавшего президента Александр Турчинов. На этой неделе все увидели, как бывший глава службы безопасности Украины и пастор баптисткой церкви становится еще и верховным главнокомандующим. Он один за другим подписывает указы, освобождая от должностей окружение Януковича. Не отстает и новый глава МВД - Арсен Аваков. Первое решение - расформировать подразделение "Беркут". А потом назначить нового начальника ГАИ, который первым делом почему-то собирается бороться с курением.
"Очень не люблю тех, кто курит. Поэтому обещаю - курильщиков на улицах не будет. Кто будет курить, - будет искать другое место работы", - подчёркивает начальник Департамента автомобильной инспекции МВД Украины Анатолий Сиренко.
Все это выглядит как праздник непослушания - и не видно революции конца. Есть только мнение площади - и другое в Киеве никого не интересует. Майдан решил за всю страну - депутаты от партии регионов теперь в оппозиции - но их как будто не слышат.
"Нужно взвешивать каждое слово. И не выносить благодарности тем, кто стоит у входа в парламент, и клеймить позором тех, которые имеют свое мнение там - на юге. Люди одинаковы везде, и имеют одинаковое право. И мы несем ответственность за то, что происходит в Крыму. Ни одна человеческая жизнь, жизнь наших детей не стоит ваших и наших политических амбиций", - считает депутат Верховной Рады от "Партии регионов" Виталина Дзоз.
Об амбициях неожиданно заговорила Юлия Тимошенко. Правда, голосом кандидата на пост главы государства Виталия Кличко. Это ему она рассказала, что тоже примет участие в президентских выборах 25 мая.
"Я не вижу в этом ничего плохого, но очень странно будет выглядеть, если оппозиционные силы будут между собой конкурировать", - говорит лидер партии "Удар" Виталий Кличко.
Казалось бы только что Юлия Тимошенко была в заключении, а теперь готова бороться за президентское кресло. И со здоровьем уже гораздо лучше. После освобождения на главной площади Киева она появилась в инвалидной коляске - теперь уже обходится без него. Многие назвали это исцелением Майданом.
О желании участвовать в выборах, правда, парламентских - уже заявили в "Правом Секторе". А на странице группировки "ВКонтакте" появилось обращение ее лидера Дмитрия Яроша к чеченскому Террористу Доку Умарову с призывом поддержать с оружием в руках антироссийские силы на Украине. И начать активные действия на территории России. Реакция с Северного Кавказа не заставила себя ждать.
"Правый сектор в лице Яроша обратился к Доку Умарову, международному террористу, с просьбой оказать содействие и в том числе посредством начала активных действий здесь, на Северном Кавказе. Это уже является началом объявления войны нам. Когда они призывают к активизации действий у нас, на родине, на Северном Кавказе, конечно, это вызывает такое возмущение и ответную реакцию", - заявил глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров.
Позже в "Правом секторе" заявили, что страницу взломали - и никакого обращения Дмитрий Ярош не писал. Но воевать, если что, боевики группировки готовы. Опыт после событий на улицах Киева богатый.
А улица требует люстрации. И не важно, что значит это иностранное слово. Для большинства - найти и наказать виновных. В МВД уже есть список из 24 фамилий - все из окружения Виктора Януковича. Считается, что они несут ответственность за гибель людей во время столкновений в Киеве. И хотя погибшие были с обеих сторон - никого из революционеров в этом списке нет.
Кто ответит за жизни сотрудников "Беркута" - задавали вопрос на митинге в Киеве. Сотрудники спецподразделений пришли почтить память погибших милиционеров. Их жены не знают, как теперь объяснить детям - почему лучше не рассказывать, где работал папа.
"Они выполняли приказ. Не по своей воле они там стояли. И смотрели, как их товарищи кто-то калеками остался, а кто-то вообще не остался. И чтобы кто-то сказал, - потому что муж служил, мы будем прятаться от кого-то, я бы никогда не поверила", - говорят жительницы страны.
Но поверить сейчас в Киеве, похоже, можно во что угодно. То, что еще вчера казалось маловероятным - сегодня уже реальность. В новом кабмине говорят - уже через месяц, возможно, нечем будет платить зарплаты и пенсии, а долгожданной помощи от Европы и Америки все нет.
Новое украинское правительство собирается экономить на всем. Даже министры затянут пояса - им урезали оклады. Ведь после революции все равны. Правда, получилось прямо по Оруэлу, - некоторые, все-таки, равнее. Ведь тех, кто охраняет здание парламента Крыма, в Киеве называют террористами. А те, кто еще совсем недавно закидывал милицию коктейлями Молотова и до сих пор не освободил несколько госучреждений в столице, - почему-то просто студенты.