Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
26 января 2014, 21:00

Украинская оппозиция не принимает предложений власти даже перед лицом реальной угрозы развала страны

Самые обсуждаемые и горячие события происходили и происходят в Киеве. Прямо в центре города всю неделю вооруженные люди строили баррикады, а милицейский спецназ щетинился спецсредствами. Адрес, прогремевший во всем мире, - улица Грушевского, 100 метров от Майдана. И это - уже Майдан версии 2.0. Именно там - бои радикалов с ОМОНом, пожары и разговоры о чистоте нации. Такого в Европе не видели уже лет 20, со времен событий на Балканах. Именно там отказались слушать и оппозицию и власть.

В результате президент Янукович заговорил о таких уступках, которых от него даже не ожидали, предложив оппозиции всё, кроме своего кресла. Арсению Яценюку, лидеру "Батькивщины" - пост премьера, Виталию Кличко, лидеру партии "Удар" - пост вице-премьера, конституционную реформу и амнистию задержанных экстремистов.

Мы помним, как все начиналось - от мирного митинга отделяется отряд радикалов и начинается погром, осмысленный и беспощадный. Те, кого породил Майдан, уже не хотят слушать его призывы к ненасилию. Первые пострадавшие - в шеренге милиционеров, лица и руки сожжены до костей коктейлями Молотова.

Черный дым и черный снег - это киевский пейзаж недели. Сгоревшие скелеты автобусов и развороченный асфальт - так теперь выглядит майдан.

Погромщики на улицах жгут шины, кидают коктейли Молотова в бойцов "Беркута". Одна из бутылок попадает в жилой дом, но пожарные машины не могут подъехать из-за баррикад. Повсюду - люди в масках, в лучшем случае - с дубинками и пиками. В худшем - на Грушевского обсуждают, что только в Киеве - сотни тысяч стволов, на западе страны объявлена мобилизация и в столице ждут всех, у кого есть оружие.

Время собирать камни. Понятно, что четкая линия водораздела проходит между майданом Незалежности, где еще выступают оппозиционные лидеры, и улицей Грушевского. Понятно, что Запад хотел бы видеть Кличко и Яценюка. Но громче звучат совсем другие голоса.

Для того чтобы пролилась первая кровь, достаточно нескольких дней. Сначала - найдены два тела тех, кого называют охраной Майдана. Власть винит оппозицию, оппозиция - власть, начинаются погромы. Через два дня убит милиционер, направлявшийся на ночлег - он жил в одном общежитии с "Беркутом". Результат баллистической экспертизы взрывается бомбой: все трое, и ультрас, и милиционер - убиты из одного вида оружия, и его нет в арсенале правоохранительных органов. Но горячо уже так, что на Грушевского на такие детали предпочитают не обращать внимания. В тот же день экстремисты, называющие себя охраной Майдана, нападают на троих милиционеров - одного с ножевым ранением волокут по улице с криками "Попались, мусорки", но все-таки отдают врачам, двоих связывают скотчем и пытают - освободить их удалось лишь после многочасовых переговоров. В центре Евромайдана - уже тренировочный лагерь ультрас. Опытные инструкторы объясняют, как это делается в настоящих горячих точках, многозначительно намекают и на Кавказ, и на Сирию. Учат ходить черепахой, прорывая оцепление, и отрабатывают команду "Бей-коли!".

Оппозиция выдвигает президенту ультиматум: досрочные выборы и отмена законов, ужесточающих наказание за участие в беспорядках. Яценюк кричит на площади: "Пойдем под пули". И это уже - не фигура речи, на Грушевского - боевая готовность в ожидании результатов ультиматума.

Судя по всему, для большинства из собравшихся здесь людей, нужен ли такой Киев Европе, вопрос не стоит, скорее, судя по их заявлениям, им не нужна Европа с ее либеральными ценностями. Здесь даже Тягнибока, во всем мире признанного радикалом, националистом и антисемитом, считают слишком мягким политиком.

Новости из регионов напоминают боевые сводки: власть захвачена во Львове, Ровно, Черкассах, Тернополе, Сумах, Черновцах, Ивано-Франковске, Полтаве, Хмельницком, Житомире. Дороги блокированы. В столицу пытаются прорваться и с востока, и с запада - одних разворачивают назад радикалы, других - полиция. Экстремисты ведут себя как новые Швондеры, то есть сильны стаей и готовы отступить при малейшем сопротивлении.

Толпа тянется к тому, кто кажется ей центром силы - обступают Кличко, кричат, что делать, если надо будет отступать. Заметив камеру, Кличко прекращает давать советы. Не отвечать на вопросы журналистов не может, но отвечать публично не хочет. Поэтому политические заявления звучат почти интимно - на ухо.

- Я здесь второй день, как только узнал, что убили человека, я сюда пришел.

Кличко: Послушай, если ты будешь с таким настроением, ты никогда не выиграешь. Уйдешь?

- Нет. Мы тебя уважаем.

Кличко: Будешь отсиживаться? Я с тобой здесь нахожусь. И я не прячу лицо. И я стою здесь.

- Виталий, я тоже здесь и я не прячу лицо. Что дальше делать, чтобы все было нормально на Украине?

Кличко: Нужно, чтобы Украина вся встала! Всеобщий страйк! Мы должны организовать всеобщий страйк.

- Что для этого надо? Первое - план действий! Ты же знаешь, что такое план действий, ты жил по плану, у тебя каждая минута расписана.

Кличко: Слушай, ты хочешь чтобы я здесь под камерой тебе рассказал план действий?

- Нет! Нужна информация. Люди дезинформированны!

- У вас есть план? Первый шаг какой?

Кличко: Действия, которые сегодня произошли, это все действия спланированы. Сегодня - 4 города, завтра будет еще. Посмотрим.

- Вы думаете, будет лучше?

- Конeчно, не бояться - самый главный план.

Кличко: Когда контроля нет, когда у власти нет контроля над страной. Когда люди выходят - мы так, в таких условиях, больше жить не будем.

- А договориться по-мирному можно еще?

Кличко: А это я договаривался сейчас. Почему - потому что я не хочу людей как смертников на эту баррикаду. За что?

- Насколько те, кто здесь, вас послушают?

На этот вопрос он уже не ответил даже на ухо.

Ко вчерашнему вечеру всем стало совершенно очевидно, что официальные вожди Евромайдана уже давно находятся в заложниках у экстремистов. Именно бесчинства боевиков в центре Киева и инспирированные ими захваты областных администраций в Западной и Центральной Украине, позволили этой троице сохранится в качестве основных актеров, разворачивающейся на Украине драмы.

Все, что сейчас происходит на Украине, реально уже не имеет никакого отношения к политике. Господам Кличко, Тягнибоку и Яценюку отведена роль конферансье в сценарии государственного переворота. Все, чем они занимаются последние дни, - это заполняют паузы между действиями.

"Какой сегодня результат. На что уже готов Янукович? На освобождение всех задержанных и амнистию. Работа над возвращением к Конституции 2004 года. Отставка правительства на некоторых условиях. Пока не соглашается на отмену диктаторских законов, а только изменения к ним. Наше требование - отменить эти законы. Наше требование - провести президентские выборы уже в этом году. Переговоры продолжаются, и мы должны держаться. И мы не поддаемся ни на какие провокации", - заявляет лидер партии "Удар" Виталий Кличко.

Ключевой момент в сказанном - фраза "Мы должны держаться". Ни слова о том, что главным условием фактической капитуляции, на которую вчера согласился Янукович в ходе переговоров с оппозицией, является отвод людей с улиц и площадей и освобождение захваченных зданий как в Киеве, так и в провинции. Наоборот - захваты областных администраций Тягнибок уже назвал открытием второго фронта, не оставляющего Януковичу никаких шансов.

"Украинский кризис дошел до той стадии, когда явственно видны три варианта развития. Все три плохие в перспективе краткосрочной. Первый вариант - это двоевластие. То, что мы видим сегодня, показывает, что события развиваются по этому пути. Часть регионов переходит под власть так называемой Народной Рады, то есть оппозиции, фактически перестает подчиняться Киеву и Януковичу. В случае развития событий по этому варианту, понятно, что Украина раскалывается в ближайшее время, раскалывается тяжело, непонятно, по каким границам", - отмечает заместитель главного редактора портала "Взгляд ру" Петр Акопов.

Два других варианта не лучше: введение чрезвычайного положения, которое все равно приведет к утрате контроля над Западной Украиной и кровопролитию в столице или скоротечный переворот в Киеве, в результате которого Янукович потеряет власть, а Украина восточные и южные области. При всем кажущемся малодушии предложений, сделанных Януковичем на вчерашних переговорах, это была, пожалуй, первая реальная попытка вернуть ситуацию в политическое русло.

"На базе этой договоренности можно добиться каких-то других компромиссов, которые лягут в фундамент базовых договоренностей, которые должны вылиться в одно: спокойствие на улицах Киева и невозможность распространения этого конфликта в регионы. Вы представьте себе, что будет, если сейчас на действия в Ивано-Франковске, Ровно и во Львове начнутся действия в Луганске, Харькове и других юго-восточных регионах Украины. Это неприемлемо и недопустимо. И политики, которые сегодня играют со спичками, поджигают этот огонь, должны понимать всю меру ответственности. Власть в Украине легетимна. Ребятам просто надо было подождать один год. Они нетерпеливые, или спонсоры у них времени не имеют", - считает депутат Верховной Рады от Партии Регионов Нестор Шуфрич.

Показательно то, что на предложение Януковича возглавить правительство ни Яценюк, ни Кличко внятного ответа так и не дали - ни да ни нет. Однозначный отказ грозит неприятностями с европейскими кураторами, уже приветствовашими готовность властей к компромиссу. Согласиться - значит окончательно потерять доверие Майдана, чего допустить категорически нельзя - удерживать внимание собравшейся на площади толпы - вот главная задача так называемых лидеров протеста.

Люди, стоящие на площади, с одной стороны, своим мирным протестом придают легитимности действиям погромщиков, с другой, гарантируют им безопасность. Любая попытка силового разгона молодчиков неминуемо закончится массовым побоищем. Тем временем бездействие властей в столице уже привело к фактической утрате ими контроля за происходящим в регионах. 

"Когда события начали выходить из-под контроля, начались массовые беспорядки сначала в центре Киева, теперь, вы видите, они происходят на западе Украины. Стычки происходят и на другой стороне Днепра. Все общество ожидало, что власть проявит решительность. Однако этого не происходит. И общественность в конце концов требует решительных мер от украинского руководства без оглядки на олигархов, без оглядки на украинских коррумпированных чиновников", - отмечает заместитель директора филиала Института стран СНГ в АР Крым Олег Родивилов.

Поступательная утрата украинскими властями контроля за ситуацией в стране в последние дни обеспокоила даже европейцев. Если раньше требования воздерживаться от насилия они адресовали исключительно Януковичу, то теперь Еврокомиссар по вопросам расширения Евросоюза Штефан Фюле взывает уже к оппозиции. Портрет подлинного лидера, происходящих сейчас в стране реальных, а не мифических перемен - вождя украинских нацистов Степана Бандеры, разглядели, наконец, и из Варшавы. Поляки, в отличие от других европейцев, прекрасно помнят, чем здесь заканчиваются такие перемены.

"Украина как богатый и спокойный сосед для Польши - это необходимое условие безопасности. Украина, раздираемая внутренней борьбой, разделенная Украина рано или поздно будет представлять очень серьезную проблему для всего региона", - заявил председатель Совета министров Республики Польша Дональд Туск.

Кадры, снятые в Киеве, произвели на немцких юристов сильное впечатление, явно дополнив их представления о том, как может выглядеть то, что у них здесь предпочитают называть ненасильственным сопротивлением властям.

"В случае уличных столкновений немецкая полиция уполномочена прекратить нарушения. Нужно постараться изолировать зачинщика, прежде чем он сагитирует толпу. Полиция должна остановить демонстрацию, чтобы обеспечить безопасность окружающим. Особенно если речь идет о блокировании улиц и горящих автобусах", - подчеркивает адвокат Юлиан Вольны.

Бернд Хайнрих, профессор юридического факультета берлинского университета им. Гумбольдта, вглядываясь в то, как действуют боевики на улицах украинских городов, говорит, что случись что-то подобное в Германии, нет никаких сомнений в том, что реакция полиции была бы предельно жесткой.

"Что касается порядка околоправительственных зданий, то у нас уже очень давно существует правило так называемой запретной зоны - 100 метров вокруг общественного здания, эту границу нельзя переступать. Пренебрежение этим правилом в Германии строго наказывается", - отмечает Бернд Хайнрих.

Это в Германии. На Украине же милиция становится объектом мщения. Бывший кандидат в депутаты Украины от "Радикальной партии" Андрей Лозовой, на своей страничке в Фейсбуке призвал выслеживать и избивать жён и детей сотрудников "Беркута", поджигать двери их квартир и выбивать окна. Лидер той же партии Олег Ляшко и вовсе объявил охоту за головами.

"Командиру той части, что сейчас стоит на улице Грушевского, то, что вы сейчас делаете - военное преступление. Вас надо предать военному трибуналу. Поэтому начальник 228-й  войсковой части внутренних войск из Харькова объявляется военным преступником. Отныне он - вне закона. Каждый, кто схватит этого человека, получит денежную премию в размере 100 тысяч гривен", - заявил депутат Верховной Рады Украины, лидер "Радикальной партии" Олег Ляшко.

В то же время украинские власти заявили о готовности удовлетворить требование оппозиции об амнистии для тех, кто был задержан за нападения на сотрудников милиции. Если это произойдет, то с государством можно будет проститься окончательно. Таким образом погромщики де-факто, будут уравнены в правах с представителями власти, а суд и расправа станут привилегией каждого. И где гарантия того, что следующими жертвами погромщиков вскоре не окажутся, как это уже не раз бывало, именно те, кто сейчас громче других требует их освобождения.

Вчера поздно вечером, в тот самый момент, когда вернувшиеся с переговоров с президентом лидеры оппозиции рассказывали собравшимся о своем намерении продолжать переговоры с властями, несколько сотен молодчиков штурмовали, расположенный неподалеку Дом Украины. Цель - укрывшийся в нем отряд Внутренних войск. Ближе к утру стало известно, что Дом Украины в руках штурмовиков, которые позволили солдатам беспрепятственно покинуть здание, дождавшись приказа командования. И хотя, судя по сообщению республиканского МВД, целью радикалов было пленение сотрудников правоохранительных органов для дальнейшего их обмена на задержанных активистов Майдана, министр внутренних дел принял решение вывести своих сотрудников, чтобы продолжить переговорный процесс и урегулировать ситуацию мирным путем.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей