В сирийском городе Маалюля разрушен последний православный монастырь Святой Феклы
В Сирии на переговоры в швейцарском городе Монтрё возлагают большие надежды. Жители страны, где уже долгое время не прекращаются боевые действия, отвыкли от нормальных условий. Люди не находят защиты даже в монастырях, за стенами которых по негласным правилам во время любых войн всегда могли укрыться мирные жители.
Диана - сирота, а теперь еще и беженка. Восемь лет после смерти родителей её домом был православный монастырь Святой Фёклы в сирийском городке Маалюля. Сейчас об этих временах ей напоминает лишь фотография, на которой они - воспитанницы монастырского прияюта. Это фото - единственное, что Диана смогла вынести из монастыря.
"Бои прямо под стенами монастыря продолжались несколько месяцев. Бежать было страшно, но оставаться там еще страшнее. Особенно после того, как бандиты ворвались в монастырь, якобы искали оружие. Конечно, его не нашли, но обещали прийти еще", - рассказывает Диана Аль Ахшар.
Из двух монастырей и семнадцати храмов городка Маалюля, переживших столетия, нетронутым оставался только один: монастырь ученицы апостола Павла - Святой Фёклы. В нем укрывались двадцать монахинь и около сорока девочек-сирот из монастырского приюта.
Боевики из Свободной сирийской армии и связанного с Аль-Каидой фронта "Аль Нусра" стреляли по крестам на куполах и на стенах храмов, просто как по мишеням. У белоснежной скульптуры Иисуса Христа, который простирает руки над городом, в боку черная дыра - след выстрела из гранатомета. А в пещерах над городом, где столетиями в кельях жили христианские отшельники, теперь засели боевики.
"Эти люди заявляют о своей религиозности, о том, что якобы зпащищают свою веру. Но скажите, почему они при этом оскверняют христианские святыни, разрушают мечети, похищают и даже убивают не только христианских священнослужителей, но и мусульманских? Не меньше шестидесяти храмов пострадали от их рук за три года войны", - говорит епископ Баальбекский Николай.
Воспитанниц женского монастыры святой Феклы приютили православные приходы Дамаска. Есть договоренность, что девочки съездят на каникулы в Россию. Они по-детски оживлены, улыбаются, шутят. По ним и не скажешь, что в их жизни была война.
Только воспитатели знают, как они боятся вооруженных людей и как замирают от звуков, даже просто похожих на выстрел. За время конфликта беженцами в своей стране стали десятки тысяч сирийцев, а сотни детей - сиротами.
"Раньше, когда я молилась, я просила за себя и за своих подруг по приюту. Как видите, у нас все хорошо, главное, что все живы. Теперь мы молимся о том, чтобы как можно меньше детей повторяли нашу судьбу. Это очень грустно - не иметь родителей и своего дома", - говорит бывшая воспитанница приюта при монастыре Нур Хавам.
Судьбу этих детей будут решать взрослые. Впервые за три года войны за столом переговоров должны встретиться непримиримые оппоненты: власти Сирии и представители оппозиционных групп.
Один из вопросов повестки - прекращение боевых действий и диалог о политическом выходе из кризиса. Обнадеживает то, что России, США и ООН вообще удалось эту конференцию созвать. Вот только в Дамаске сомневаются, что их оппоненты смогут не только гарантировать, но и выполнитиь договоренности. Ведь в рядах вооруженной оппозиции воюют связанные с Аль-Каидой группировки, такие как "Фронт Аль Нусра" и "Исламское государство Ирака и Ливанта".
Первый заместитель министра иностранных дел Сирии Фейсал Мигдад уверен: "Монополия США и стран, поддерживающих оппозицию, в частности, Франции, Великобритании и Саудовской Аравии в решении вопроса - кто будет представлять эту оппозицию на конференции, свидетельствует о том, что будут лоббироваться интересы не сирийского народа, а западных стран".
Ставя свечи перед иконами Успения Богородицы, Диана и ее подруги по приюту надеются, что им удасться вернуться домой, в монастырь Святой Феклы, который переживет нападение боевиков на сирийский городок Маалюля.