Что можно найти на антикварных рынках Китая, и как отличить артефакт от подделки?
Нефритовые статуэтки, фарфоровые вазы и живописные свитки - редкий путешественник, оказавшись в Поднебесной не поддастся искушению увезти на родину экзотический сувенир.
Без таких мелочей не обходится ни один блошиный рынок в Китае. Но можно ли найти на антикварных базарах действительно ценный артефакт и как отличить его от искусной подделки?
Тысячи мелочей на свалке истории. Резные ставни из храмов, ржавые замки, на которые они закрывались - им не меньше трехсот лет, они чудом спаслись в культурную революцию.
Крошечные ботиночки размером в 9 сантиметров - наследство от бабушки. Сто лет назад детскую ступню загибали пополам и крепко забинтовали на всю жизнь. Девочки глотали слезы, чтобы потом, когда вырастут, услышать вслед: "Диво, как хороша с ножкой в три цуня".
"Ходила с болью, далеко не уйдет, а значит, хорошая жена", - объясняет торговец.
Губительная мода целой эпохи - атрибуты опиумных войн, курительные трубки. Без них не обходится ни один блошиный рынок в Китае. Костяные или подороже - из нефрита и яшмы. А камень из Внутренней Монголии продают брусками. Его так и называют - "мясной". Инструкция по применению проста: для аппетита держать на кухне, на зуб не пробовать.
Через ряды с чайниками - самый лучший из исинской глины – идем к фарфору и фаянсу. Вот старинный сейсмограф - при землетрясении шарик из головы дракона попадал в рот лягушке именно с той стороны света, где был катаклизм.
Вазы, пиалы, чашки, кашпо с клеймом династии Цин или Мин для домов знатных вельмож. А вот - бутылочки для табака, которые придворные кокаинистки не выпускали из рук. Продавцы уверяют: "Конечно, настоящие! Покупать будешь?"
Коллекционеры советуют не верить глазам, а принюхаться. Когда торговец хочет выдать вещь за древнюю, он обычно мажет ее смесью бензина с мазутом. Донышко становится темным и кажется действительно старым.
Испачкать, или лучше разбить, а потом склеить заново, чтобы отдать втридорога - продавцы сами делают биографию вещам. 99% всего антиквариата в Китае - всего лишь подделки под старину. Среди них попадаются и весьма искусные. Как здесь говорят, даже боги не разберут, подлинная вещь или фальшивая.
Популярное шоу на пекинском телевидении: участник приносит фамильную ценность и семеро судей внимательно ее изучают. Плохое предчувствие хозяйку не подводит: "подделка" -рапортует ведущий. Правы эксперты или нет, уже неважно, из-за неловкости ведущего чаша разбивается вдребезги. У дамы - нервный срыв.
А владелец музея из провинции Хэбэй буквально умер от злости - его коллекция на 10 миллионов долларов оказалась пшиком.
Коллекционер Го Фуцзюнь объясняет: "Любителей можно обмануть, но профессионалов не проведешь. Все знают, что вещь оценивают, глядя на дно. Например, у этой вазы только дно и настоящее, видимо, мастера нашли обломки, а все остальное они доделали уже сами. Хорошая стилизация, но все равно малоценная".
Андрей Кириллов, шеф бюро ИТАР ТАСС в Пекине и коллекционер со стажем, убежден - древность по карману тут можно найти только в груде мусора. Осколки - это еще и задачка на воображение. По ним можно представить, как выглядела вся ваза, и расшифровать смысл рисунка.
"Очень популярный на многих изделиях дракон. Тут видно только маленький кусочек, тем не менее, можно догадаться, что это дракон - по чешуе, по изгибу. Дракон - это сила природы, это богатство, это вообще защита от всяких напастей", - рассказывает Андрей Кириллов.
В руках сметливого продавца и ржавые щипцы запоют. Для вещей и вещичек пекинская "блошка" - лебединая песня. От фабричного новодела толку мало, охотники за сокровищами культурный мусор не берут и за ломанный грош. "Купите!" - уговаривают продавцы, ведь все это тоже станет антиквариатом. Нужно только подождать. Лет двести.