Глава дипломатии Евросоюза второй раз за последние сутки встречается с представителями оппозиции
До этого состоялись переговоры Кэтрин Эштон с Виктором Януковичем, который, с ее слов, пообещал ей за сутки найти некое решение, позволяющее выйти из кризиса. Уверенность в том, что украинский президент движется в сторону европейского будущего, высказала сегодня и заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд. Она также разговаривала с Януковичем после того, как побывала на Майдане, и этот визит вызвал много вопросов.
Запад им поможет и морально, и хлебом насущным. Хлеб сегодня раздавала сама заместитель Госсекретаря США. Виктория Нуланд пришла на майдан с выпечкой. Плюшки с маком демонстративно перед камерами, раздала и стояльцам "за Европу", и бойцам "Беркута". Мол, подкормим всех, даже тех, кто еще не понял, как на самом деле хочет евроинтеграции.
"Это представитель большого государства - Соединенных Штатов Америки. Это официальное лицо. И это официальное лицо пошла поддерживать путчистов. Пошла поддерживать фашистов. Это как понимать?" - недоумевает депутат Городского совета Севастополя Евгений Дубовик.
Да так же, как и такой вот образчик дипломатического этикета: Нуланд сначала идет на майдан, и лишь потом говорит с Януковичем. Еврокомиссар по внешней политике Кэтрин Эштон хотя бы попыталась соблюсти политес и сначала встретилась с президентом. Но затем сразу же - рукопожатия с оппозицией, в том числе с теми, кому в европейских странах руку подавать не принято. Но лидер неонацистов Олег Тягнибок даже поцеловал протянутую ему "руку Европы".
"То, что в западной прессе представляют партию "Свобода" как проевропейскую, говорит о том, насколько пропагандистской стала западная пресса. Это - ультраправая националистическая организация, до 2004 года у нее на эмблеме была свастика. В любой европейской стране подобная партия немедленно стала бы изгоем. Крайний цинизм проявляется и в том, как сейчас освещают происходящее. Банальный процесс - подписание соглашения - представляют как столкновение цивилизаций, борьбу добра со злом, цивилизации с варварством, и поэтому готовы смотреть сквозь пальцы даже на партию "Свобода", - отмечает британский политолог, журналист, директор исследовательских программ Института демократии и сотрудничества Джон Лафленд.
Эштон, действительно не единственная, кто в эти дни напрочь утратил историческую память.
"На киевском майдане выступил лидер польской оппозиции Ярослав Качиньский. Будучи в Польше евроскептиком, в Киеве предстал в образе евроэнтузиаста, радовался как ребенок, когда после его слов толпа взорвалась одобрительными выкликами. Жаль, что никто ему не перевел, что это были крики Организации украинских националистов (ОУН) и Украинской повстанческой армии (УПА) - организации, ответственной за геноцид более чем 100 тысяч поляков во время Второй мировой войны. Жаль, потому что всего 5 месяцев назад Ярослав Качиньский старался, чтобы польский сейм назвал это преступление геноцидом", - отмечает польский публицист Киприан Дарчевский.
Но на майдане посланцы Запада чувствуют себя явно лучше, чем на переговорах с президентом. Приятно ведь, когда тебя встречают хорошо организованным скандированием.
"Тут у нас побывала масса министров иностранных дел, ОБСЕ, и они чуть ли не все побывали на майдане, некоторые вышли на трибуну и выступали. Создается впечатление, что они не воспринимают Украину как независимую страну, как государство. Нет такого государства. Можно приехать по приглашению Министерства иностранных дел этой страны, выйти на майдан и выступать против того, кто вас сюда пригласил. Немыслимо это в цивилизованной стране! Но, видимо, для этих ребят, господ, Украина по-прежнему представляется некой территорией, которую нужно завоевать", - считает политолог Михаил Погребинский.
Тех, кто завоеванными быть не хочет, Запад не замечает в упор. Накануне противники евроинтеграции митинговали у представительства ЕС - так его обитатели до самого МИД дошли, требуя "снять блокаду", которой, как выяснила прибывшая милиция, и не было. А то, что митинги оппозиции парализовали жизнь целого города-миллионника - так, издержки народного волеизъявления. Словно другого волеизъявления не существует.
"Фашисты захватили Киев, самые натуральные фашисты. Европа пытается с нас сделать югославский вариант. Пытаются сделать Сирию, Ливию, и мы с этим не согласны. А Эштон я бы посоветовала купить очки, чтобы она видела, что есть еще народ и на этой площади", - говорит женщина.
"Она ж ходит только на их майдан. Она на наш майдан не приходит. Пришла бы, пообщалась. Почему они слушают только мнение Яценюка, Кличко?" - недоумевает мужчина.
"Нечего нам указывать в нашем доме, что нам делать! Американцы, Европа, они приезжают и учат нас жить. Мы сами знаем, как нам жить!" - говорит участник акции.
Так ведь учат же. Пока Нуланд на майдане раздает булочки, ее шеф - госсекретарь Керри - распространяет гневное заявление: мол, действия украинских властей в ответ на демонстрации протеста неприемлемы и не отвечают нормам демократии. Непонятно, правда, о чем речь. О бойцах "Беркута", хладнокровно терпящих, что их поливают то ледяной водой, то огнем пиротехники, или Янукович должен уйти в отставку и передать всю власть майдану? У президента, кстати, свой опыт общения с американцами на эту щекотливую тему.
"Я задал вопрос одному высокопоставленному человеку в Соединенных Штатах: а если бы Белый дом заблокировали баррикадами, вы бы что делали? Он сказал: ну, во-первых, мы бы этого не допустили. А во-вторых, если бы это, не дай Бог, случилось, в минуты эта блокада была бы снята", - рассказывает Виктор Янукович.
И это не просто слова. Не так давно с активистами "Захвати Уолл-Стрит" американская полиция вовсе не церемонилась. Да и европейская полиция тоже. А вот "захвати администрацию украинского президента" - это, получается, норма демократии? Впрочем, то, что на Западе для достижения своих целей нормы в произвольном порядке отменяют, это уже не секрет, включая такую основополагающую норму международного права, как невмешательство во внутренние дела суверенного государства.