В Латвии создали фонд, компенсирующий пациентам ущерб от врачебной ошибки
Как застраховаться от ошибки врачей? В Латвии нашли ответ на этот вопрос и создали специальный фонд. Теперь каждое медицинское учреждение обязано ежегодно вносить туда деньги, причём частные клиники платят сами, а на государственные учреждения средства выделяются из бюджета. Именно из этого фонда будут выплачивать компенсации пострадавшим пациентам.
Геннадию до сих пор трудно сдерживать эмоции, хотя с тех пор, как умер брат, прошло уже почти шесть лет. По его словам, брату после операции неправильно поставили катетер. Начался воспалительный процесс, заражение крови. После пяти операций мужчина умер, а врачи, как уверяет Геннадий, изменили медицинские документы и теперь настаивают, что никакого катетера и вовсе не было.
"До тех пор, пока брат был жив, ни у кого не вызывало ни малейшего сомнения, что катетер стоял. Как только человек умер, возникли сомнения, что не было катетера", - рассказывает Геннадий Халин.
В полиции до сих пор не могут завершить расследование, а родственники - получить компенсацию. Ситуация, в которую попала семья Геннадия, типична не только для Прибалтики. Дела о врачебных ошибках редко доходят до суда - доказать сложно.
Теперь в Латвии пострадавшим от действий врачей пациентам или их родственникам не нужно будет ходить по инстанциям. В Минздраве создали "Фонд врачебного риска". Каждая больница будет ежегодно платить в него деньги, которые затем перечислят пострадавшим пациентам.
Сумма, которую медицинское учреждение будет отчислять в фонд, зависит от количества сотрудников и степени риска каждого из них. Самый высокий врачебный риск - у хирурга. За него больница будет платить 140 евро в год. Самый низкий - у медсестры. За нее будут отчислять около 7 евро.
Степень риска рассчитывали экономисты и эксперты латвийского Минздрава. Врачей разделили на шесть групп: в первой – доктора с самым высоким риском. Поомимо хирургов в эту группу входят также гинекологи и врачи медицины катастроф. В два раза меньше - по 65 евро - больнице придется платить за семейных и спортивных врачей, педиатров и психиатров - они в третьей группе. А в шестой, с самым низким риском, кроме медсестер - фельдшеры, массажисты и физиотерапевты, а сумма страховки составляет 7 евро.
"Цель фонда - создать для пациентов возможность быстрее, не через суды, получить компенсацию за ущерб, причиненный в ходе медицинских манипуляций. Раньше люди ждали годами. Сначала они обращались с заявлением в инспекцию здравоохранения. Инспекция могла оштрафовать врача, но эти штрафы нужно было выплачивать в государственную кассу, не пациенту. А пациенты добивались правды в судах", - отмечает руководитель отдела коммуникаций инспекции здоровья Даце Виксна.
Теперь порядок другой. Все, что требуется от пациента - заполнить заявление, принести медицинские выписки в инспекцию здравоохранения и ждать заключения экспертизы. Если оно будет положительным, сразу выплатят компенсацию из фонда.
"Фонд не зря называется Фондом врачебного риска. Речь не только об ошибках. Риск - это все то, чего пациент должен максимально избегать, но на что никак не может повлиять, например, больничные инфекции. Это не ошибка конкретного врача, а системная ошибка учреждения, где не создали механизмы, защищающие от подобных ситуаций", - объясняет уполномоченная по правам пациентов Даце Ликансе.
Рассчитывать размер компенсации будут по специальной формуле. Коэффициент риска определен для каждого врача за каждый вид манипуляций. Умножаем на максимальную сумму компенсации - 140 тысяч евро, или 6 миллионов рублей, и делим на 100. Например, если у больного в результате хирургических манипуляций поврежден нерв, он получит максимальную сумму - 6 миллионов рублей. Кроме того, пациент вправе требовать возмещения расходов на лекарства или обследования.
"Инспекция здоровья оценит, связаны ли эти расходы с ошибкой, и потом будет выплачена компенсация. Максимальная в этом году - 5 тысяч латов, в следующем году - 20 тысяч латов", - сообщает представитель национальной службы здоровья Лаура Лапиня.
Соответственно это почти 7 и 27 тысяч евро. Вопрос в том, смогут ли государственные больницы, постоянно жалующиеся на недофинансирование, вовремя отчислять деньги в фонд. В платных же клиниках уже заявляют о возможном повышении тарифов для пациентов.