В Нидерландах появится «умная трасса» — плод совместной работы инженеров и дизайнеров
Первая в мире "умная дорога" скоро должна появиться в Нидерландах. Такое название этому автобану дали не случайно: дорога сама с помощью электроники станет заботиться о безопасности участников движения, давать различные подсказки водителям и включать наружное освещение с наступлением сумерек. И это ещё не весь список её способностей.
Идея создания "умной" дороги будущего пришла в голову голландскому дизайнеру Дану Рузегаарде Он считает несправедливым, что на разработку новых машин тратят миллиарды, а ездят эти чудеса техники по простым асфальтовым трассам.
"Я верю в то, что технологии должны сойти с компьютерного экрана, с экрана вашего смартфона, и наконец, стать частью дорог, по которым мы ездим. Появится трасса, которая автоматически сама показывает, безопасно по ней ехать или нет", - объясняет дизайнер.
Дорога будущего освещается лишь тогда, когда приближается автомобиль, а его вихревые потоки раскручивают сотни флюгеров, динамо-машин, которые дают энергию для светодиодов. Электрокары на этой дороге смогут заряжаться прямо во время движения, просто выбрав специальную полосу. Дорожная разметка сама светится в темноте. Инженер-инноватор, сотрудник компании по производству дорожных покрытий Ганс Горис, вот уже больше года занимается тем, чтобы претворить эти идеи в жизнь.
"Когда мы только приступили к экспериментом, нам удавалось добиться свечения лишь в течении пяти-шести часов", - рассказывает Ганс Горис. "Потребовалось много времени, прежде чем мы получили материал, который светится десять, двенадцать и даже тринадцать часов".
Следующий шаг в проекте – предупреждающие знаки для водителей прямо на дорожном полотне. В специальной краске содержатся кристаллы, которые меняют цвет в зависимости от температуры. Например, при опасности гололеда на асфальте появится снежинка, а если дорога сухая - солнце.
Ганс Горис объясняет: "В вашем автомобиле наверняка есть датчик температуры. Но температура дорожного покрытия, по которому вы едете, может очень быстро меняться - например, на мосту асфальт гораздо холоднее, чем на других участках дороги. Вы этого не узнаете, пока не въедете на мост, а ваш датчик температуры в автомобиле заметит эту разницу лишь через минуту".
Среди ученых, которые занимаются вопросами безопасности на дорогах - очень жесткая конкуренция. Свои проекты есть и в Европе, и в Азии.
Две студентки из Швеции, например, создали невидимый шлем для велосипедистов и мотоциклистов. По сути, это подушка безопасности, которую можно замаскировать под шарф.
В Португалии для борьбы со "слепыми" обгонами автобусов и грузовиков работают над проектом "Прозрачный автобус". На крупное транспортное средство крепят видеокамеры, которые передают изображение соседним машинам в потоке. Так водитель сзади может, например, удостовериться, что выехать на встречную полосу для обгона безопасно.
А в Японии прозрачным сделали заднее сиденье, чтобы даже самые неопытные водители никого и ничего не задели при парковке.
Тем временем в Голландии сейчас приступили к работе над еще более фантастичным проектом. Дизайнер Дан Рузегаарде использует в работе выдумки самой природы: "Мы сейчас пытаемся применить в дорожном строительстве принципы биолюминесценции как у медуз и светлячков, работаем над созданием растений, которые будут светиться в темноте. И тогда не нужны будут ни светодиоды, ни электрокабели".
Но до практической реализации таких биотехнологий еще далеко, чего не скажешь о создании "умной" дороги. Уже в начале следующего года голландские водители смогут по ней проехаться.
Уже через несколько месяцев на участке дороги рядом с городком Осс появится светящаяся ночью разметка, затем протестируют "умное" покрытие, и если эксперимент удастся, то технологии дороги будущего будут использовать и на других голландских трассах.