В сирийском городе Алеппо боевики сделали бизнес на войне
Боевики взорвали мечеть в пригороде Дамаска. Они заложили бомбу у входа и привели ее в действие сразу после окончания общей молитвы, когда люди стали расходиться. Известно о 40 погибших, в их числе 7 детей. Среди прихожан много раненых.
Крайне сложная ситуация сохраняется и в крупнейшем городе Сирии - Алеппо. Он фактически разделен на две части: одну контролируют правительственные войска, другую - боевики. При этом террористы научились извлекать из этой ситуации немалые прибыли.
Это единственное место в городе Алеппо, где во время боевых действий можно увидеть такое количество людей. Сотни и сотни каждое утро специально отправляются в прифронтовую полосу, несмотря на угрозу попасть под обстрел.
До позиций боевиков от этого места не больше 50 метров. По негласной договоренности сторон, это единственный пункт перехода через линию фронта, разделяющую город. Позиции сирийской армии и оппозиции тянутся на километры через жилые кварталы.
Пункт перехода открывается ежедневно в 7 утра и закрывается в 5 вечера. В тыл к боевикам идут обычно налегке, обратно – с пакетами, сумками, мешками, тележками. Алеппо в блокаде уже 1,5 года. С "большой землей" его связывает пока лишь "воздушный мост".
"Я живу на той стороне и сюда хожу частенько. Здесь у меня мама. Я ей продукты ношу. Сегодня - помидоры и рис", - рассказывает Марва Пшара.
Сюда несут и везут продукты: от овощей до муки и сахара, а еще всякие промышленные товары и бензин. Армия удерживает чуть больше половины города и небольшие участки в пригороде, на которых под огнем никто ничего не сеял и не собирал, поэтому своих продуктов в Алеппо мало. А у боевиков зона контроля в пригородах существенно больше.
"На той стороне громадный рынок, продают все. И цены вполне доступные", - отмечает Мухаммад Абдельхамид.
"Продовольственный коридор" - вовсе не благородство боевиков. Бизнес на войне. Со всех оптовиков, кто не носит, а возит товар, они взимают пошлину: на борьбу с режимом. А борются многие: и свободная сирийская армия и фронт "Аль-Нусра", связанный с "Аль-Каидой", и еще с десяток радикальных группировок помельче.
Студент Ахмед через линию фронта ходит каждый день, живет там, а здесь учится, поэтому и лицо свое скрывает. "В плане снабжения там, конечно, лучше, - утверждает Ахмед, - но это единственный плюс. Каждый район, каждый квартал, порой даже улицы контролируют разные полевые командиры. И порядки каждый устанавливает свои. Например, где-то за курение могут отрубить пальцы, а где-то сами боевики курят".
Хоть там и сытнее, но к врачам больные ходят сюда: хороших врачей не осталось. В школах там теперь учат Шариату и как управляться с оружием; молодых парней, заставляют вступать в отряды. А как стемнеет, на улицы нормальные жители не выходят: пропасть там, легче легкого, и никто искать не станет.
В другом Алеппо, вечером жизнь только начинается, как раньше. Магазины, кафе, кальянные. И цены ничуть не выше, чем в Дамаске.
"Мой магазин, конечно, бизнес, но знаете, как приятно, когда клиенты приходят и ищут не просто одежду, а что-то модное. Небольшие фабрики продолжают работать, и хотя партии я заказываю поменьше, зато товар не залеживается", - говорит хозяин магазина Амир Тафартахарими.
На оживленных улицах, куда боевиков не пустили, о военном времени напоминает лишь тарахтение генераторов. Электричество дают всего часа на 4 в день. Было время, когда по ресторанам старались не ходить, но теперь фронт стабилизировался, и люди вспомнили, где лучше поесть, где попить кофе, а где покурить кальян.
"Надоело прятаться по домам. Ведь, боевики как раз и хотят заставить нас забыть о прошлой жизни. А мы хотим жить нормально", - говорит Ахмад Баракат.