Съемочной группе Первого канала в Сирии удалось попасть в осажденный Алеппо
Решение россиянина отправиться в рискованную поездку по Сирии - это, по сути, необдуманная авантюра, ведь из арабской республики практически каждый день приходят сообщения о терактах и кровопролитных боях. Один из крупнейших городов страны - Алеппо - фактически находится в осаде. Добраться туда можно по воздуху и только ночью. Даже несмотря на чрезвычайные меры предосторожности, это очень опасно - вертолёты и самолёты обстреливают боевики. По этой причине в Алеппо долгое время не пускали журналистов, но нашей съёмочной группе первой удалось попасть в город.
Тяжёлые бои продолжаются и в Алеппо - ранее крупнейшем мегаполисе Сирии. Город в осаде и находиться там очень опасно. Из-за этого туда долгое время не пускали журналистов. И сейчас добраться в Алеппо можно только по воздуху - в условиях чрезвычайных мер безопасности.
От Дамаска до Алеппо 400 км. Но пробить по земле безопасный транспортный коридор до этого города так и не удается. Единственное, что связывает Алеппо с большой землей, - это воздушный мост. Опасно, нерегулярно, но альтернативы нет.
Летают исключительно ночью, чтобы боевикам было трудно заметить самолет в небе и сбить. А сбить пытаются каждый раз. В салоне полная светомаскировка. Не горит ни один аэронавигационный огонь на крыльях и хвосте. Даже время вылета хранится в тайне.
"В Дамаск редко когда возвращаемся без пулевых отверстий", - говорит военный летчик Набиль.
Сколько осталось до земли, пилотам покажут приборы, а еще очереди трассирующих пуль, которыми боевики бьют на звук моторов. Именно при посадке машины уязвимы, поэтому пилоты буквально валятся с небес на землю, в разы превышая безопасный угол и скорость снижения. Причем, огни посадочной полосы им зажгут, когда до нее останется метров 200.
"Аэропорт боевики пытались взять несколько раз. Но, мы понимаем, что его значение не столько экономическое или стратегическое. Тут важен психологический момент, благодаря ему Алеппо не в блокаде", - отмечает рядовой Назир.
Хотя блокада "северной столицы" страны, все же есть. Из аэропорта до города - 4 км. Но ехать приходится полтора часа в объезд, вдоль линии фронта. Только с юга и запада от города войскам удается держать буферную зону, не подпуская боевиков. С севера и востока отряды оппозиции глубоко вклинились в городские кварталы, захватив и разрушив многие исторические достопримечательности, среди них - древнейший в мире крытый рынок Аль-Мадина, великая мечеть VIII века. Лишь древнюю цитадель удерживают войска. Она - стратегическая точка, высота над всем городом.
"Я ненавижу их, всех этих, кто воюет против нас. Я родом из Алеппо и вижу, что они сделали с городом, как поломали жизнь мне и тысячам людей, за счастье которых они якобы сражаются", - гвоорит рядовой Басель Жизре.
До войны здесь жили почти 2,5 млн. человек. За полтора года боев в некогда самом крупном городе Сирии - Алеппо осталось менее 1 млн. жителей.
Пустые районы, кварталы, улицы. От боевиков армия освободила этот район месяца как 4. Но возвращаться сюда для жизни некуда, а порой и некому. Центральная часть Алеппо, район Ас-Сахур. Из всей улицы здесь живет лишь Хишам Ибрагим, да за углом пара его товарищей с семьями. Кое-кто из жителей пытались вернуться, но пожив неделю другую, уехали.
"Опасно здесь жить, тем более с детьми, но поймите, мы почти год были беженцами. Жили в школе, в полутора километрах от дома. И пусть он разграблен, разрушен, но главное - стены остались", - говорит Хишам Ибрагим.
Стены действительно важны. Спасают от пуль и осколков. А залетают каждый день: До линии фронта от его дома минут пять пешком.
"Сложность в том, что у боевиков оказались артиллерийские системы. Но спасает то, что стреляют они чаще не прицельно", - говорит рядовой правительственных войск Самир.
Этот день на этом участке Алеппского фронта выдался спокойным: ни рейдов, ни контратак, ни ожесточенных перестрелок. Если не считать беспокоящего огня, которым обмениваются артиллеристы. В жилых кварталах.