На свободу с чистой совестью — за что дерутся бывшие спецагенты и герои войн на просторах Африки?
Попутного ветра - еще один россиянин вернулся на этой неделе из Нигерии, где 12 членов экипажа судна "Майер Сидайвер" провели несколько месяцев за решеткой по обвинению в незаконном хранении оружия и нарушении нигерийских территориальных вод. Их удалось освободить и даже местные власти признали: россияне абсолютно невиновны. Рассказы оказавшихся на свободе об их африканских злоключениях напоминают остросюжетный роман в стиле Форсайта. Российский экипаж был охотниками на пиратов. И перешел дорожку западным наемникам, по сравнению с которыми пираты - просто выпускники института благородных девиц.
Обычный режим - это стрелять не прицельно. Чтобы отпугнуть. Если не поможет, и пираты пойдут на абордаж, боевая группа готова биться реально, патронов не жалея. Экипаж в это время укрывается в специально оборудованном в недрах судна бункере, или "цитадели".
Судно "Майер Сидайвер" и еще три других принадлежат частной военной компании, которую создали граждане России. Уже года 4 их боевые группы защищают в Индийском океане и Красном море торговые суда от пиратов.
"С годами это ухудшается. Нападают на суда, захватывают, и реальная защита судна - это когда присутствует на судне вооруженная охрана", - говорит капитан танкера Сергей Зверев.
Опасная для судоходства зона вышла из берегов Красного моря, и пираты теперь не привязаны к прибрежным базам. Выкуп за торговое судно исчисляется десятками миллионов долларов.
Персонал ЧВК - ветераны армейских и не только спецподразделений. У всех - опыт боевых действий, у некоторых за плечами работа на войне в Ираке, а кое-кто повоевал в составе французского иностранного легиона. В точке рандеву, обычно это уже нейтральные воды, боевые группы из 5-6 человек высаживаются на охраняемое судно и сопровождают его до территориальных вод страны, в которую идет торговец.
"Наша страна довольно серьезно подготовлена к этому бизнесу и может составить большой противовес. Что есть, то есть - это уже не охрана, а частные армии и вполне военные операции", - говорит заместитель директора ЧВК Вадим Гусев.
В Атлантику к берегам Нигерии, где уже давно неспокойно, корабль "Майер Сидайвер" пошел на разведку. Здесь уже работают их конкуренты из английских и американских частных военных компаний, защищая нефтедобытчиков и нефтеперевозчиков. Здесь же возит грузы и торговый флот России.
"Мы - русские военные, хоть и в отставке, но мы русские военные, работаем на русскую компанию, в наших интересах", - сказал сотрудник ЧВК Александр Резяпкин.
"Я не считаю себя наемником, я представляю в первую очередь Россию, свою страну", - говорит сотрудник ЧВК Александр Цариков.
Простояв дней 20 в нигерийском порту Лагос, корабль собирался уходить, как вдруг местные власти вспомнили об оружии. Рекламно, с участием местных журналистов, эту якобы контрабанду нашли. А морской агент внезапно объявил, что об оружии ничего не знает.
"Почему он так поступил, можно только догадываться. Ему могли дать понять: или пойдет по такому сценарию, или у тебя будут серьезные неприятности", - говорит эксперт по морскому праву Василий Гуцуляк.
На целый год экипаж корабля оказался в плену, не у пиратов, но в пиратском, по сути. Нигерийскому правосудию понадобилось 12 месяцев, чтобы снять обвинения с экипажа в незаконном проникновении в Нигерию и контрабанде оружия. Причем, 12 из 15 членов экипажа вообще не было на борту, когда судно якобы тайно совершало эту операцию.
"Скорее всего, здесь были конкретные чьи-то интересы, в том, чтобы российские моряки туда не заходили либо не осуществляли охранные функции", - считает директор Центра стратегических исследований института Африки РАН Леонид Фитуни.
Если этот инцидент не банальная коррупция, то версия о конкурентной борьбе вполне реальна, с учетом того, сколько денег пока корабль и его команда были под арестом, судовладельцы, в том числе и из России, заплатили за защиту в этих водах английским, американским и тем же нигерийским морским охранникам.
"Встречал я и англичан и американцев. Они привыкли брать техникой, нахрапом, а когда касается конкретных операций, то дух у них оказывается слабенький. Наш боец будет стоять до последнего патрона", - рассказал сотрудник частной военной компании Александр Цариков.
Если абсурд с российским экипажем длиною в год должен был показать, что нигерийский рынок для россиян опасно недружественный, а деньги за свою защиту от пиратов торговый флот из России должен платить западным "солдатам напрокат", то ситуация выглядит еще более грязно и цинично. Причем именно для Нигерии, полиция и суд которой оказались на службе у коммерсантов. Причем даже не своих. Западных.