Мнения политологов об «американской исключительности»
Из-за внутренних проблем президент США отказался от участия в крупном международном форуме - саммите АТЭС. Хотя там решались важные вопросы с участием крупнейших держав всего Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом ранее сам Барак Обама заявлял об исключительности своей страны, имея в виду роль США на международной арене. Эти слова американского лидера до сих пор обсуждают политологи, причём с позицией Обамы не согласны и многие эксперты внутри самих США.
"Американская исключительность - это такой предмет, который даже умных людей вынуждает к досужей болтовне". Американский историк Майкл Зукерман имел в виду, что никто так и не дал внятного объяснения этой исключительности. Но то, что они - самые особенные, американцы впитывают с молоком матери. И на этом умело играют их политики.
"Никто не знает, что это такое. Очень многие говорят и пишут книги об исключительности США, приводя подчас взаимоисключающие доводы. Единственное, что всех объединяет - это убежденность, что мы отличаемся от других. И не просто отличаемся, а обязательно в лучшую сторону", - говорит историк, профессор Майкл Зукерман.
"Существует политическая доктрина, которая будит в американцах патриотизм, точнее особый его вид - шовинизм, основанный на принижении значения других стран. И вот этот вид патриотизма сейчас является официальной идеологией", - заявил член Королевского исторического общества Дипак Трипати.
В 2009-м журналисты спросили Обаму: вы считаете Америку исключительной? Тот ответил: "Я верю в исключительность США, как, подозреваю, британцы верят в исключительность Британии, а греки - Греции". Спустя пять лет Обама верит в исключительность уже без оговорок. За минувший месяц он говорил об этом дважды, последний раз - с трибуны Генассамблеи ООН, словно это самое место для полемики с газетной статьей Владимира Путина из "Нью-Йорк Таймс".
"Президент США предпринял в своей речи попытку обосновать исключительность американской нации. Проводимая США политика "отличает Америку от других". "Вот что делает нас исключительными", - прямо заявил Президент США. Считаю очень опасным закладывать в головы людей идею об их исключительности, чем бы это ни мотивировалось. Есть государства большие и малые, богатые и бедные, с давними демократическими традициями, и которые только ищут свой путь к демократии. И они проводят, конечно, разную политику. Мы разные, но когда мы просим Господа благословить нас, мы не должны забывать, что Бог создал нас равными", - отмечает Владимир Путин.
Историки считают: идея исключительности выросла из гремучей смеси миссионерского духа, доставшегося в наследство от первых поселенцев, и гипертрофированного индивидуализма - это от ковбоев Дикого Запада. Это - национальный менталитет, особенность, но не исключительность. По крайней мере, в других странах, в той же Европе, на эту тему говорят с иронией.
"США не являются членом нашей организации. Более того, если США захотят присоединиться к Совету Европы, они не смогут этого сделать - у них есть смертная казнь. С этой точки зрения случай, конечно, исключительный", - сказал генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд.
Но начиная с середины ХХ века США с миссионерским рвением и ковбойским эгоизмом экспортируют по всему миру свой менталитет и свои национальные интересы. По принципу "Я научу, как надо, а не то"...
"Самые могущественные страны всегда стремятся нарушать правила. Они их устанавливают, они же и нарушают. Или думают, что могут это делать. Так было со времен Чингисхана и Александра Македонского. Америка полагает, что правит миром, устанавливает правила и нарушает их, применяя силу. Это контрпродуктивно, так как, провозглашая свою исключительность, ты тем самым заявляешь своим партнерам, что они не исключительны", - отмечает член Королевского исторического общества Дипак Трипати.
"Есть такая шутка о том, как спорили два священника, им явился Бог и разрешил их спор. И сказал: будут еще вопросы - звоните мне 002. Священники удивились: как, Богу - 002? Он ответил: да, 001 - это Соединенные Штаты", - рассказал посол в США в 1983-1987 гг. Меир Розенн.
Но кроме шуток: если следовать логике "первостортных" и "второсортных", так и до "недочеловеков" - один шаг. В том же Ираке американские солдаты сотнями и тысячами убивали гражданских, даже не считая потери среди них. А Буш-младший тогда утверждал, что на эту войну его благословил сам Бог. Президент, похоже, с трудом понимал, как мало в тот момент отличался от фанатиков-исламистов.
Историк Говард Зинн: "Думать, что Бог направляет вас - опасная идея, особенно если она подкреплена военной мощью, а у США 10 000 ядерных боеголовок, военные базы в сотне стран и корабли во всех морях. Считающим, что ими движет Бог, не нужны человеческие стандарты морали. Всем, кто объявляет о том, что Бог на их стороне, стоит напомнить фразу "С нами Бог", вырезанную на ремнях нацистских штурмовиков".
Слышать об исключительности от либерала Обамы, демократа Обамы, лауреата Премии мира Обамы по меньшей мере странно. Это его соперники-республиканцы кричат о том на всех перекрестках. На последних выборах в программе Митта Ромни целый раздел так и назывался - "Американская исключительность". США, мол, должны быть лидером всего мира и ему, миру, от этого будет только лучше. На тех выборах Ромни набрал 47%: 60 миллионов желающих, чтобы мир признал их первосортность.
"В современном мире ни одна страна, пусть даже обладающая огромной мощью, не может претендовать на единоличное управление. Международное сообщество не может и не будет мириться с тем, что правила для него диктует кто-то один", - сказал координатор программы трансатлантических отношений Общества внешней политики Себастьян Файок.
"Это отвратительно и опасно - так настойчиво требовать признания своего превосходства. Они же не шутят, не говорят об исключительности просто ради исключительности, не имеют в виду особый исторический путь. Это их способ сказать: мы выше, чем кто бы то ни было. А если вы не согласны с тем, что мы выше - пошли прочь, мы - опасная страна", - говорит историк, профессор Майкл Зукерман.
Ставить себя выше закона, писаного якобы для других, под предлогом "заботы обо всех" вмешиваться в дела всех и вся - едва ли такая система отношений подходит XXI веку. Это сильно отдает Средневековьем: силой заставлять мир признать исключительные права отдельно взятой страны. О таком мировом господстве ни один диктатор не мечтал.