Политологи и журналисты продолжают обсуждать статью Владимира Путина в New York Times
Россия занимает последовательную позицию в сирийском вопросе. Детально ее разъяснил Владимир Путин в статье, которую на минувшей неделе опубликовала одна из ведущих газет Америки - "New York Times. Публикацию продолжают обсуждать на Западе, прежде всего в самих США, политологи, журналисты и рядовые граждане.
Напечатать статью российского Президента редакторам влиятельной New York Times подсказала сама логика. Стране нужна была дискуссия, выход из тупика, в который ее завели политики Вашингтона. Силовой вариант решения сирийской проблемы непопулярен, а по-другому в Америке, похоже, действовать разучились. Инициатива Москвы, впервые за долгие годы, заставила Белый дом и Пентагон поменять свои планы.
"В Америке за 20 лет после конца холодной войны сложилось чувство триумфализма; сложилось чувство, что Америка может, если хотите, ходить по воде, при этом не замочив ноги, бить врага малой кровью на чужой земле. И Президент Путин напомнил, что это не пройдет. И для многих в американском политическом истеблишменте это было настоящим шоком", - считает политолог, президент Центра национальных интересов Дмитрий Саймс.
В своей статье Президент Путин открыто заявил о том, о чем уже давно говорит весь мир. Национальные интересы отдельной страны не могут определять всю мировую политику, и кулак проблем не решает.
"Настораживает, что попытки силового вмешательства в различные внутренние конфликты становятся для США обычным делом. Возникает вопрос: отвечает ли это долгосрочным интересам самих Соединенных Штатов? Сомневаюсь. Ведь в сознании миллионов людей на планете Америка все чаще воспринимается не как образец демократии, а как игрок, который делает ставку исключительно на грубую силу, сколачивая под конкретную ситуацию коалиции с лозунгом: "Кто не с нами - тот против нас", - отметил Владимир Путин.
После таких слов в Белом доме и Конгрессе только и успевали выражать недовольство, притом что американские телеканалы уже несколько дней обсуждают статью российского Президента. Ее здравый смысл и влияние на американское общество были вынуждены признать даже традиционные критики России.
"Я прочел статью дважды. Откровенно говоря, это нечто выдающееся. У Путина получилось лучше, чем у Обамы. Он достиг той части американской аудитории, которая настроена антивоенно - мы знаем, это 60, 70, может, и 80% населения США", - отметил обозреватель "Fox News", советник президента США Р.Рейгана (1985-1987) Пат Бьюкенен.
Выбор самой читаемой и серьезной газеты в США - хорошая возможность поговорить с аудиторией, от которой зависит принятие многих решений в этой стране. New York Times читают ведущие политики и экономисты, те, кого принято называть "элитой общества", и она готова слушать и обсуждать разные точки зрения.
Публиковать работы ведущих политических лидеров для американской прессы не впервой. Для самого Путина жанр газетной статьи также привычен. Он печатается по всему миру. А в 1999 году перед началом контртеррористической операции в Чеченской Республике та же New York Times разместила статью "Почему мы должны действовать".
"Колонка в разделе напротив редакционной полосы газеты - особое место. Этого своего рода ниша, здесь печатаются избранные авторы, политические лидеры, известные политологи, люди, к мнению которых прислушиваются", - пояснил политолог Марвин Калб.
Прежде чем быть опубликованной в газете, статья появилась на веб-сайте New York Times, где сразу стала одной из самых читаемых. Ее быстро перевели на многие языки и перепечатали другие мировые издания.
"В каком безумном мире мы живем, в условиях столь серьезного международного кризиса из России звучат более здравые и разумные мысли, чем от нашего собственного правительства", - отмечали читатели. "Международная дипломатия всегда предпочтительней военной интервенции. Я аплодирую Президенту Путину - он перевел дискуссию на качественно новый уровень. Похоже, что предложенное им решение обещает принести больше реальных результатов, чем ограниченный удар", - подчеркивали читатели. "Наконец-то, сильный зарубежный лидер нашел смелость указать на высокомерие страны, считающей себя исключительной, притом что ее жители в большинстве своем ни разу не были за границей, но считают, что живут в "самой лучшей стране", - говорилось в отзывах на статью.
В Америке любят говорить об избранности. Постулат эксклюзивности принимается здесь на веру из поколения в поколение. США - страна молодая и географически расположена в стороне от регионов со сложными этническими и межконфессиональными отношениями. Но менять мир по своим представлениям становится сложнее.
"Президент США предпринял в своей речи попытку обосновать исключительность американской нации. Проводимая США политика "отличает Америку от других". "Вот что делает нас исключительными", - прямо заявил Президент США. Считаю очень опасным закладывать в головы людей идею об их исключительности, чем бы это ни мотивировалось. Есть государства большие и малые, богатые и бедные, с давними демократическими традициями, и которые только ищут свой путь к демократии. И они проводят, конечно, разную политику. Мы разные, но когда мы просим Господа благословить нас, мы не должны забывать, что Бог создал нас равными", - отмечает Владимир Путин.
"Многие американцы, во-первых, считают, что ничего исключительно во внешней политике США быть не должно. Это одна из стран, да, мощная, самая влиятельная страна, но она должна устанавливать правила как раз, а не исключительность. Если самая мощная страна ведет себя исключительно, то вообще весь мир может разрушиться", - уверен президент Центра глобальных интересов в Вашингтоне Николай Злобин.
"Я не могу согласиться с этой частью речи Обамы. Думаю, это сказано для американцев, для внутреннего пользования. У него есть причины говорить так, ведь он политик. Я не считаю, что Америка играет какую-то особую роль. Эта особая роль принадлежит ООН", - уверена профессор Института управления им. Лаудера Галия Голан.
Мирная инициатива по Сирии, предложенная Москвой, совместный российско-американский план по контролю за химическим оружием и участие в этом процессе ООН - гарантии того, что основы международного права не будут нарушены. Война пока отменяется, а значит, появилась возможность лучше услышать друг друга.