В Италии в разгаре уникальная операция — с морского дна поднимают затонувшую «Косту Конкордию»
У Тосканского побережья Италии сегодня началась уникальная операция по подъёму затонувшего в январе 2012 круизного лайнера "Коста Конкордия". В ней участвуют специалисты из 2,5 десятков стран. По приблизительным оценкам, работы обойдутся в 600 миллионов евро. Правда, в случае каких-либо осложнений, эта сумма может возрасти в разы.
На рассвете маленький остров Джильо, который вот уже полтора года живет в тени затонувшего у его берега гигантского лайнера "Коста Конкордия", замер в ожидании. Вопреки прогнозам, всю ночь гремела гроза, и спасательная операция оказалась под угрозой срыва.
"Я был свидетелем того, как корабль тонул, одним из первых пришел на помощь тонущим. И теперь хочу увидеть, как его поднимут и уберут отсюда", - говорит местный житель Джанфранко Фарни.
Из-за непогоды работы по подъему "Коста Конкордии" задержали на три часа. Рисковать не стали, ведь подобных по масштабу операций в мире не проводили еще ни разу. Судно водоизмещением более 110 тысяч тонн выравнивают очень медленно, со скоростью около 3 метров в час. Это не только самая крупная, но и самая дорогая операция по подъему затонувшего судна за всю историю человечества. Ее стоимость - 600 миллионов евро, дороже, чем стоила сама "Конкордия".
"Расположенные под водой камеры и датчики шаг за шагом контролируют процесс. После каждого этапа работ мы повторяем тесты, отслеживаем состояние судна и уменьшающийся угол крена. Сейчас это пока не заметно, но работа уже идет", - сообщил инженер Серджио Жиротто.
Сначала лайнер зафиксировали цепями, чтобы при попытке поднять его, он не "пополз" вниз по рифу. На левый борт - тот, что над водой - закрепили контейнеры: заполненные водой, они, как балласт, помогают переворачивать судно, а когда воду сольют, станут поплавками. Морское дно укреплено металлическими фермами: на них станет днище, и тогда на правый борт тоже навесят контейнеры, спустят из них воду, и в соответствии с законами физики "Конкордия" всплывет.
В операции участвует 500 специалистов из 24 стран, в том числе водолазы. Их задача - поиски двух пропавших без вести человек: итальянки и гражданина Индии, официанта "Коста Конкордии". В последний раз его видели, когда он помогал пассажирам при эвакуации. Чего не скажешь о капитане Франческо Скеттино, который, вопреки морским и человеческим законам не только не подавал сигнала тревоги около часа после того как "Коста Конкордия" в пятницу 13 января прошлого года налетела на скалы и начала тонуть, но и покинул судно, пока на нем еще находились люди. В результате трагедии 32 человека погибли.
Суд над капитаном продолжается. Ему грозит до 22 лет тюрьмы.
Пристально следят за работой по подъему корабля и экологи. Если лайнер перевернется, уйдет под воду или не выдержит нагрузки и распадается на части, над заповедным уголком Средиземноморья нависнет угроза экологической катастрофы.
"Мы следим за операцией, так сказать, со сдержанным оптимизмом. Нас поставили в известность о том, как все будет проходить. Что ж, скрестим пальцы на удачу", - говорит мэр острова Джильо Серджио Ортелли.
На данный момент все идет по плану. Итальянские инженеры сообщили: им удалось поднять "Конкордию" с рифа. Киль судна слегка наклонился и начал сдвигаться.
На время операции остров Джильо оказался отрезан от материка. В последний момент было принято решение закрыть порт. Сотни любопытных, которые приехали своими глазами увидеть, как поднимают современный "Титаник", оказались заложниками острова - ни один корабль не покинет Джильо, пока не завершатся работы. А когда это произойдет -точно неизвестно.
По предварительной информации, работы закончатся только ближе к полуночи или даже завтра днем. При этом буксировка корабля запланирована не ранее весны прошлого года. Перезимует "Коста Конкордия" у берегов острова Джильо, а потом отправится в свое последнее путешествие в порт на Сицилии, где ржавый лайнер разберут на металлолом.