В Италии проходит беспрецедентно сложная и дорогая операция по подъему круизного лайнера
В Италии в разгаре уникальная операция - с морского дна поднимают затонувшую "Косту Конкордию". Работа сложная технически и весьма дорогостоящая: более полумиллиарда евро. Сам круизный лайнер стоил дешевле. Закончить могут уже сегодня, если всё пойдет по плану.
К этой беспрецедентно сложной операции готовились полтора года - фактически, с того самого момента, как "Коста Конкордия" налетела на рифы у острова Джильо. Рассчитывали все до мелочей, включая погоду, хотя под конец она преподнесла-таки неприятный сюрприз, из-за волнения на море начало операции отложили на два часа.
Но теперь инженеры обещают уложиться в световой день. Судно водоизмещением более 110 тысяч тонн выравнивают очень медленно, всего по нескольку градусов в час. Результаты работы будут видны ближе к вечеру.
"Расположенные под водой камеры и датчики шаг за шагом контролируют процесс. После каждого этапа работ мы повторяем тесты, отслеживаем состояние судна и уменьшающийся угол крена. Сейчас это пока не заметно, но работа уже идет", - сообщил инженер Серджио Жиротто.
Стоимость всей операции - 600 миллионов евро, дороже, чем стоила сама "Конкордия". Сначала лайнер зафиксировали цепями, чтобы при попытке поднять его он не "пополз" вниз по рифу. На левый борт - тот, что над водой - закрепили большие полые кессоны: заполненные водой, они, как балласт, помогают переворачивать судно, а когда воду сольют, станут поплавками. Морское дно укреплено металлическими фермами: на них станет днище, и тогда на правый борт тоже навесят кессоны, спустят из них воду и в соответствии с законами физики "Конкордия" всплывет.
"Мы следим за операцией, так сказать, со сдержанным оптимизмом. Нас поставили в известность о том, как все будет проходить. Что ж, скрестим пальцы на удачу", - говорит мэр острова Джильо Серджио Ортелли.
Удача не помешает. Гладко, как известно, на бумаге, в реальности все сложней. Первые несколько часов - самый ответственный этап. Если лайнер перевернется или уйдет под воду, это не только деньги, потраченные зря, но еще и риск экологической катастрофы в заповедном уголке Средиземноморья. Поэтому в команде из 500 человек, работающих у "Конкордии", есть и бригада морских экологов.
Но даже если все пройдет гладко, убрать судно от острова в ближайшее время не удастся: чтобы просто попытаться сдвинуть его с места, нужны несколько месяцев работы сварщиков. Пробоины и полтора года в воде сделали свое дело. Речь не о реставрации - лайнер надо буквально залатать, чтобы не развалился при буксировке, настолько он проржавел.
"Я очень надеюсь, что лайнер уберут в ближайшее время, потому что невозможно смотреть на него равнодушно. Он лежит здесь уже полтора года, и мы не можем дождаться, когда же его увезут", - говорит местный житель Алессандро Носилио.
"Мы надеемся, что все пройдет благополучно и, главное, безопасно. Важно сохранить чистоту воды и территории Тосканского архипелага. Необходимо, чтобы вернулось то спокойствие, которым славились эти места до трагедии", - добавляет местная жительница Сабрина Басини.
До 14 января 2012 года остров Джильо был известен в первую очередь своими пейзажами. Многие круизные лайнеры подходили к нему поближе. Так сделал и капитан "Коста Конкордии" Франческо Скеттино. Неосторожный маневр - и суперлайнер стоимостью 450 миллионов евро с 4 тысячами человек на борту налетел на рифы. Эвакуация началась поздно и проходила неорганизованно. Многим пришлось добираться до берега вплавь. Скеттино вопреки всем морским и человеческим законам покинул судно, когда на нем еще были люди. Погибли 32 человека, при этом тела двоих из них так и не были найдены. Суд над капитаном - он считается главным виновником трагедии - продолжается, Скеттино грозит 20-летний тюремный срок.