Первые итоги женевских переговоров по Сирии
Вся мировая пресса следит за переговорами в Женеве, которые ведут российский министр иностранных дел Сергей Лавров и Госсекретарь США Джон Керри. Обсуждают не только российский план передачи сирийского химоружия под международный контроль, но и политическое урегулирование обстановки в целом.
Лавров и Керри крайне осторожно общаются с прессой и не делают никаких публичных заявлений. По их словам, сирийский узел нужно распутывать с крайней осторожностью.
Журналисты ожидают пресс-конференцию министра иностранных дел России Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри. Она должна была начаться около получаса назад, но в течение дня по ходу переговоров и встреч рабочий график заметно сбился. Кроме того, изначально планировалось, что эта пресс-конференция станет итоговой. Но теперь такой уверенности нет.
Не исключено, что работа продолжится. Стороны договорились не давать каких-либо комментариев до окончания переговоров, потому наблюдатели и журналисты сегодня весь день пытались понять, как идёт работа, по косвенным признакам.
На первой полосе, на второй и даже на третьей. Швейцарская пресса посвящает переговорам в Женеве по Сирии целые развороты. Журналисты взяли отель, где проходят встречи, в плотное кольцо. Даже на крыше автозаправки установлены камеры.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри приезжают в разных машинах, но в одном кортеже. В здание заходят вместе, обсуждая что-то даже на ходу. Переговоры идут буквально нон-стоп. Закончив накануне около полуночи, уже с самого утра процесс возобновляется.
Трехсторонняя встреча Лаврова, Керри и спецпредставителя ООН и Лиги арабских государств Лахдара Брахими проходит в закрытом режиме в формате рабочего завтрака.
Дамаск присоединяется к Организации по запрещению химического оружия. Сегодня президент Сирии Башар Асад подписал указ о соблюдении страной норм соответствующей конвенции. Подтверждающие документы направлены генсеку ООН Пан Ги Муну.
"Сейчас, после объявленного правительством Б. Асада присоединения к Конвенции о запрещении химического оружия, нам необходимо с подключением экспертов совместно с Организацией по запрещению химического оружия и ООН выработать способы практического решения этих вопросов профессионально и в кратчайшие сроки", - заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.
Затем последовали переговоры уже в расширенных составах, заседания рабочих групп экспертов по химическому оружию. По мере того, как российский план, устанавливающий международный контроль за сирийским химоружием, начинает приобретать конкретные очертания, возрастают шансы и на проведение мирной конференции "Женева-2".
"Мы договорились сделать наше "домашнее задание" и встретиться снова во время Генассамблеи ООН примерно 28 сентября, чтобы обсудить, когда мы сможем провести такую конференцию, хотя это во многом зависит от того, к чему мы придем здесь", - сообщил госсекретарь США Джон Керри.
"Мы с нетерпением ждем, что проблема химического оружия в Сирии будет решена. Это очень важно само по себе. Это чрезвычайно важно для нас, работающих вместе для успешной организации конференции "Женева-2", - говорит спецпредставитель ООН и Лиги Арабских государств Лахдар Брахими.
Ближе к вечеру к обсуждению сирийского вопроса присоединился ещё и Кофи Аннан, бывший генсек ООН, до недавнего времени также спецпредставитель ООН и Лиги арабских государств по Сирии.
Не исключено, что переговоры сегодня не завершатся. Сколько потребуется дополнительного времени - неизвестно. Можно судить лишь по косвенным признакам. Полиция Женевы запретила парковаться у отеля, где всё происходит, до понедельника.
То, что работа идет непросто, стало понятно ещё накануне. На пресс-конференции переводчик не успел перевести для госсекретаря США часть фразы Лаврова. И состоялся весьма показательный диалог.
Символично, что нынешние переговоры состоялись именно в этом женевском отеле. В 2009-м как раз здесь Сергей Лавров и Хилари Клинтон, возглавлявшая в то время внешнеполитическое ведомство США, нажали кнопку "перезагрузки" отношений России и Соединенных Штатов.
В кулуарах переговоров запущенный в Женеве процесс сравнивают со стулом на трёх ножках. Идею подсказала инсталляция по соседству. Без полной готовности сторон к сотрудничеству одно неосторожное движение - и рухнут все.