На Украине набирают популярность платные лифты
На Украине скорее роскошью, чем средством передвижения становятся лифты. Чтобы найти деньги на ремонт отжившей своё техники, которая вызывает многочисленные проблемы и даже приводит к трагедиям, власти для проезда в них ввели проездные. Причём сумма в месяц для многих набегает заоблачная. Большинство жителей недовольны, но есть и те, кто на нововведении смог сэкономить.
Маленькому Арсену еще нет и месяца, но в родном Луганске он уже настоящая звезда. Кто-то рождается в автомобиле, поезде, даже в самолете. А этот малыш на свет появился в лифте, между первым и вторым этажами роддома. К счастью, когда у мамы начались схватки, в кабине подъемника вместе с ней застряли еще и акушеры.
"Лифт остановился, и я, и врачи, поняли, что мы не можем добраться до необходимых инструментов, до лекарств первой необходимости", - рассказала Ольга Марченко.
Мать с младенцем на руках и медперсонал работники аварийной службы вызволили только спустя час. Лифты в этом роддоме работают еще с семидесятых. И аварии здесь скорее правило, чем исключение. Ремонтируют подручными средствами. Более четверти подъемников на Украине - в аварийном состоянии. Срок их эксплуатации давно перевалил за 25 лет.
В министерстве ЖКХ заявили - денег на замену кабин нет. Чтобы подъемники вовсе не остановились, в некоторых городах к решению проблемы подошли оригинально. Сначала думали поставить турникеты в лифтах. Но потом, как в общественном транспорте, ввели проездные.
Жительница житомирской многоэтажки Надежда Николаевна уже два года пользуется лифтовой карточкой. Без нее ни вверх, ни вниз. Разве что пешком.
"Если бы лифт работал без карточки, он бы ездил круглосуточно, все дети туда-сюда, играют. Ломался, стоял каждую неделю. Сейчас нет", - рассказывает Надежда Иванченко.
Пластиковые карты на 100 подъемов или спусков продаются в ЖЭК. Если лимит исчерпали, то ждите соседей - может, подвезут, или прямиком в банк - счет пополнять.
Для многих украинцев лифт - это роскошь, а не средство передвижения. Средняя цена одной поездки составляет 25 копеек (это около одного российского рубля). И если, к примеру, подниматься на 5-й этаж, проезжаете 15 метров. Стоимость такой поездки получается выше, чем в такси в десятки раз.
"В месяц одной карточки не хватает. Две карточки в месяц и плюс он работает день через день. Я с ребенком должна на 14-й пешком подниматься", - говорит Элла Бабич.
Работники ЖКХ нововведение называют превентивным ударом по должникам. Раньше счета за пользование лифтом входили в общую платежку за коммунальные услуги. Сумма зависела от площади квартиры, теперь - от количества поездок.
"Первый этаж пользуется лифтом? Нет. Если я не пользуюсь, значит, я не плачу, второй, третий этаж – то же самое. Платят только те, кому нужна эта услуга. Более того, я знаю людей, которые не платят за коммунальные услуги, у них долги, но карточку лифтовую покупают", - сказала начальник Управления ЖКХ г. Житомир Светлана Пивоварова.
Но даже проездные, говорят эксперты, не сделают поездку в лифте безопасной. Охотники за металлом снимают внутренние механизмы, тросы, а в одной из многоэтажек Херсона и вовсе украли сразу две кабины - грузового и пассажирского подъемника.
Тем временем лифтеры Луганска пообещали новорождённого Арсена через лет 20 взять к себе в штат. Родись он в самолете, авиакомпания бы обеспечила его бесплатными перелетами до совершеннолетия.