В Германии стартовала масштабная акция под названием «Последний шанс»
Её цель предать суду доживших до наших дней нацистских преступников. Жителей страны призывают помочь в поисках тех, кто виновен в гибели миллионов людей. Как считают организаторы акции, в мире от правосудия по-прежнему скрываются 120 человек. И несмотря на весьма солидный возраст, они должны ответить за преступления, у которых нет срока давности.
Вместо рекламы телефонов и йогуртов стоящие на автобусной остановке видят ворота одного из самых страшных мест на планете, лагеря смерти Освенцим. Надпись на плакате гласит: "Поздно. Но не слишком поздно". А внизу телефон горячей линии и просьба: сдайте нациста, вас щедро вознаградят.
Тем, кто выдаст имя нацистского преступника, против которого удастся выдвинуть обвинение, получат 5 тысяч евро, за обвинительный приговор еще 5 тысяч. И далее в течение почти полугода, если старый нацист будет сидеть в тюрьме, назвавший его имя, будет получать по 100 евро в день.
Тысячи таких плакатов сегодня можно увидеть в Берлине, Гамбурге и Кельне. Там сегодня началась операция "Последний шанс", попытка заставить повинных в массовых смертях нацистов ответить за содеянное.
"Благодаря процессу над Демьянюком, благодаря тому, что этого человека осудили, мы обрели уверенность: те, кто служил в лагерях смерти, в карательных отрядах, не уйдут от ответа. То, что мы делаем, мы делаем для того, чтобы помочь правосудию найти этих людей. У нас совсем немного времени - два, может быть, три года", - говорит историк, представитель Международного центра Симона Визенталя Эфраим Зурофф.
Дело бывшего охранника в лагере смерти Собибор Ивана Демьянюка, которого осудили не за конкретные преступления, а за сам факт того, что он работал в лагере надзирателем, в Германии считают прецедентным. Приговор ознаменовал новый этап охоты на нацистских преступников во всем мире. Весной 2013 года был взят под стражу житель немецкого Аалена 93-летний Ганс Липшиц, который утверждает, что был всего лишь поваром в лагере смерти Освенцим. А в июне в США обнаружили 94-летнего Михаила Каркоца, которого считают причастным к карательным акциям в украинских и польских селах. Почти в то же время в Венгрии предъявили обвинение 98-летнему Ласло Чатари за отправку в концлагеря 12 тысяч евреев из гетто в словакском городе Кошице. По данным Центрального бюро расследования нацистских преступлений, такое существует в Германии, только на территории этой страны живут более полусотни нацистских преступников. Еще больше в Южной Америке. Там тоже ведется поиск.
"Мы были в Уругвае, были в Чили. Там мы нашли имена людей, которые, возможно, являлись преступниками. Но все четыре уже умерли. И сейчас мы ведем расследование в Бразилии. Там огромное количество дел. Тысячи. И нам потребуется очень много времени, чтобы всех их изучить", - говорит директор Центрального бюро расследования нацистских преступлений в г.Людвигсбург Курт Шримм.
В этой работе по поиску иголки в стоге сена, преступников в общем потоке беженцев из Германии обер-прокурор Курт Шримм очень рассчитывает на помощь России и Белоруссии.
"Мы ищем документы 1945-1946 годов по процессам над немецкими военнопленными и советскими коллаборационистами. Мы думаем, в материалах дел есть имена тех, кто участвовал в массовых расстрелах и их сообщников, которые сейчас живы", - отмечает Курт Шримм.
Тем не менее, время для возмездия, по мнению оставшихся в живых узников концлагерей безнадежно упущено. Многие уже умершие нацистские преступники в свое время в Германии либо отделались символическими сроками, либо и вовсе ушли от наказания. Например, гауптштурмфорер СС Карл Штрайбель, начальник лагеря "Травники", где обучали надзирателей лагерей смерти, в том числе Ивана Демьянюка, был полностью оправдан гамбургским судом.