Капитан лайнера «Коста Конкордия» предстал перед судом
В здании итальянского театра начался процесс, к которому приковано внимание во многих странах. На скамье подсудимых - капитан лайнера "Коста Конкордия", затонувшего в январе 2012 года. На нем, по версии следствия, лежит основная вина за гибель судна и 32 пассажиров.
Против капитана уже поданы 250 исков о компенсации морального ущерба, 33 из них - от российских граждан. А прокуратура настаивает на таком наказании, которого вообще еще не было в истории Европы.
"Капитан-трус" - так прозвали итальянские СМИ Франческо Скеттино - пытался пройти на слушание незаметно, через служебный вход. Но не получилось. В ответ на десятки неудобных вопросов капитан "Коста Конкордии" невозмутимо молчал.
Первая просьба адвокатов Скеттино - изменить неподходящее, на их взгляд, место слушаний - они проходят в театре. Судья категорически отказал: это единственное в городе Гроссето здание, которое может вместить всех участников процесса.
Пострадавшими выступают 3 тысячи пассажиров, более 1 тысячи членов экипажа, администрация острова, где произошло кораблекрушение, и компания-судовладелец.
Единственный обвиняемый - Франческо Скеттино. Вместе с ним на скамье подсудимых должны были оказаться еще пятеро, но они пошли на сделку со следствием, признали свою вину и согласились на короткие тюремные сроки.
А для капитана прокуратура просит 2697 лет тюрьмы за непреднамеренное убийство 32 человек, несвоевременное объявление тревоги и побег с судна до окончания эвакуации пассажиров и экипажа.
Спустя 1,5 года лайнер все еще на месте катастрофы. Полузатонувшее судно находится недалеко от берега острова Джильо и привлекает сотни любопытных, которые приезжают сюда специально, чтобы своими глазами увидеть современный "Титаник".
На борту 300-метрового лайнера в момент трагедии находилось более 4000 человек, в том числе 108 россиян. В первый же вечер путешествия, пятницу 13-го, 1,5 года назад, судно наскочило на каменный риф, получило пробоину около 30 метров длиной и затонуло. 30 человек погибло, еще 2 до сих пор числятся пропавшими без вести, россиян среди них нет.
С иском в суд о компенсации морального вреда обратилась и 24-летняя гражданка Молдавии Домника Чемортан. В момент крушения девушка находилась в рубке с капитаном и, по одной из версий, так близко к Джильо Скеттино подошел, чтобы удивить танцовщицу красотами острова.
"Я пришла узнать правду, - заявила Домника Чемортан. То, что вы пишите - все это неправда. Мой найденный багаж в каюте капитана ничего не значит, это неважно. Важно, что погибли люди".
Свою вину Скеттино на суде частично признал и заявил, что согласен на 3 года и 5 месяцев лишения свободы: сроки до 4 лет в Италии часто заменяются домашним заключением.
Но на сделку с капитаном суд не пошел. Против этого выступают потерпевшие. Жан Луко Габриели до сих пор с ужасом вспоминает хаос, который творился во время эвакуации. "Нас посадили в шлюпки, но команда не знала, как их спустить, нам пришлось лезть с детьми по накренившемуся кораблю на другую сторону, там внизу на воде полиция растянула плот, и нам пришлось на него в темноте бросать своих детей с высоты", - говорит пострадавший Жан Луко Габриели.
Адвокаты Скеттино настаивают: их подзащитный сделал все, чтобы спасти людей - отвел судно на мелководье. Пока нет, правда, никакого объяснения, почему эвакуация была начата через час после того, как лайнер начал тонуть.
Как только итальянская пресса высмеяла версию, по которой капитан оставил корабль до конца спасательной операции, якобы, из-за случайного падения в шлюпку, у защиты появилось новое объяснение.
"Капитан сел в последнюю, десятую шлюпку на правом борту. Он не знал, что на левом остаются еще люди. У Франческо Скеттино был выбор: либо сесть в шлюпку, либо упасть в море, так как эта сторона уже была практически погружена под воду", - заявил адвокат Франческо Скеттино Доменико Пепе.
Когда суд объявит свой вердикт, пока неизвестно, точно неясны и сроки эвакуации судна: они постоянно сдвигаются, а бюджет уже перевалил за полмиллиарда долларов.
Зато Франческо Скеттино объявил о скором выходе в свет своей книги, посвященной трагедии. По сообщениям итальянской прессы, у нее будет смелое название - "Я не капитан-трус".