В Израиле есть театр, где все актёры — люди не слышащие, не видящие или не говорящие
Репетировать и общаться со зрительным залом им помогают специально обученные переводчики.
25 лет назад Евгения Шацкая ослепла. 15 лет назад начала терять слух. А через два года после этого - слепая и почти полностью глухая - впервые вышла на сцену.
"Раньше я работала на фабрике для слепых людей, каждый день я ходила на работу с утра, 5 часов отрабатывала, возвращалась домой и все", - рассказывает актриса театра слепоглухонемых "Na lagaat" Евгения Шацкая.
Мир, в котором эти люди были товарищами по несчастью, словно перестал существовать. Здесь они коллеги-актеры. Театр слепоглухонемых "На Лагаат", что переводится как "Пожалуйста, прикоснитесь", для тех, кто на сцене, начинается с прикосновений. Ведь многие из актеров только так могут почувствовать окружающий мир.
Их главный спектакль - грустная комедия "Не хлебом единым". На сцене настоящая пекарня, в руках у актеров настоящее тесто, монологи - их реальные истории. Играть писателя слепоглухонемому Ицхаку помогает переводчик, который подсказывает, что происходит на сцене с помощью азбуки Лорма - метод, при котором вместо алфавита используются разные точки на кисти руки.
"Иногда я очень нервничаю перед выходом на сцену, но за 5 лет выступлений я усвоил правило: надо продолжать, несмотря ни на что. Пока я играю, меня волнует одно: чтобы зрители были довольны и хлопали нам побольше", - говорит актер театра слепоглухонемых "Na lagaat" Ицхак Натанель.
Известный режиссер Адина Таль, начинавшая этот проект на пике своей карьеры с благотворительного спектакля, теперь работает только с инвалидами. Ее подопечные, о которых еще несколько лет назад знали разве что родственники, только что вернулись из Нью-Йорка, где три недели давали ежедневные спектакли на Манхеттене.
"Там в зале висела огромная хрустальная люстра, очень большая и красивая. Я сказала об этом нашим актерам. А в ответ одна наша прима мне заявляет: "Ничего особенного, в Москве, в России люстры намного красивее". А она слепая, понимаете, абсолютно слепая!" – рассказывает режиссер театра слепоглухонемых "Na lagaat" Адина Таль.
Бабушка Женя, как ее называют партнеры, играет мелодию "Синий платочек" по памяти, так, как играла мама в далекой России. В зале все явственнее ощущается запах свежего хлеба, а на сцене герои делятся такими простыми, но такими несбыточными мечтами о морских путешествиях, свадьбе и мире, в котором они увидят и услышат хоть что-то, кроме вечной темноты и тишины.
Кульминация спектакля: хлеб готов, актеры достают горячие булки из печи и приглашают на сцену зрителей. Обращение к залу: разделите с нами наш хлеб, попробуйте его на вкус. Каким он вам покажется?
"Это настоящее искусство. Пока идет спектакль, постоянно думаешь: до чего же хорошо я живу, и как тяжело приходится им. А потом вдруг понимаешь: да ведь и мы порой ничего не видим и не слышим вокруг себя!" – говорит Лея Рубинштейн.
Они не выжимают слезу из зала, не просят о жалости и шутят: если на нас перестанут ходить, откроем булочную. Ведь никто из зрителей от дегустации не отказывается: хлеб с подносов сметают в считанные минуты.