Бывший агент ЦРУ раскрыл правду о тотальной слежке за каждым, кто пользуется современными приборами
Всевидящее око - главный скандал недели напоминал голливудский сценарий: бывший агент бросает вызов спецслужбам, рассказывает о могущественном агентстве АНБ, которое следит за всеми и каждым. И потом агент скрывается, выбросив мобильный и сломав кредитную карту. Но это все произошло в реальности. Эдвард Сноуден, бывший агент ЦРУ, рассказал о том, что спецслужбы не просто контролируют интернет, а есть некая суперсекретная призма, которая всех слышит и всё видит. 5 центов стоит получить информацию о тысяче человек, правда, базовую. И Сноуден исчез с радаров. Оставив остальных раздумывать над жестокой правдой: цивилизация превратилась в стеклянный зверинец, в котором Большой брат не забытая антиутопия о коммунистах из романа Оруэлла 1984, а реальность западного мира.
А чего мы хотели? Дверь, конечно, заперли, но ключ-то оставили, даже не под ковриком, в замочной скважине. А теперь в шоке от того, что квартиру обнесли!
Спецслужбам добывать информацию на роду написано. Но ведь чтобы ее получить, из нас сегодня сведения не выбивают. Мы вот уже который год стучим сами на себя.
Вот она, одновременно, мечта и пугающая реальность. "Гугл" вышел на рынок с революционной технологией: очки, которые в будущем вероятно заменят смартфон. Они постоянно в работе. В любой момент помогут сориентироваться, собрать информацию о месте, где вы находитесь. Микрокамера перед правым глазом каждые 10 секунд автоматически делает фотографию того, на что вы смотрите. Получается, фиксирует каждый ваш шаг.
Удобно. И нам и нашим друзьям и тому, кто, может, не враг, но не друг точно. Когда наш телефон, отсылая фотографии и сообщения, докладывает о точке отправления. И наши перемещения по планете давно не секрет. И наша личная переписка, и все, что мы, когда-то оставляли в сети.
"Для наблюдения достаточно проследовать за человеком в публичные места. Сейчас у каждого есть смартфоны, человек, скорее всего, подключится к открытой точке доступа. Можно записать все данные, которые передают все члены сети, среди этого потока можно найти следы определённого человека, вплоть до текстовых сообщений, чёткие копии страниц и прочее", - говорит разработчик программного обеспечения Артём Лоторев.
И что же тогда рассказал нам Сноуден? Что технологиями, которые доступны любому уважающему себя хакеру, давно пользуются разведслужбы США и Великобритании? Пожалуй, не сенсация. А вот о том, что ФБР и Агентство Национальной Безопасности обладают прямым доступам к серверам "Гугла", "Фэйсбука", "Скайпа" или например "Майкрософта", до публикации "Вашингтон пост", лишь подозревали.
"Это не то, за что боролись отцы нашей страны, это позор, это грубое нарушение закона. Если раньше слежка за людьми проходила от дома к дому, то теперь она стала проходить от компьютера к компьютеру", - говорит сенатор Рэнд Пол.
Еще 15 лет назад Тони Скотт снял фильм, о сверхсекретном агентстве национальной безопасности АНБ, всевидящем оке, от которого не укроется ни одно ваше прикосновение к электронике, достаточно вставить кредитку в банкомат, и о вас будет известно все.
Настоящую программу глобальной слежки под названием "Эшелон" запустили еще в далёком 1947 году. Тогда разведки США и Великобритании заключили секретное соглашение о начале планетарного электронного шпионажа. А потом появился высокоскоростной интернет. И в 2007 году "Эшелон" сменяет программа "Призма". Новая версия всемирной слежки, для которой всемирная паутина - важнейший инструмент. Крестным отцом ее считается Джон Пойндекстер, бывший советник Рейгана, адмирал, с не самой приятной биографией: когда-то продавал оружие Ирану, теперь на экранах не мелькает, но за год до запуска "Призмы" даже лекции читал о ее целесообразности.
"Задача состоит в упрощении доступа к данным и их анализу, при этом при полном отказе от нарушения прав на частную жизнь", - говорил Джон Пойндекстер.
И тут начинаются вопросы: а глобальная прослушка всех разговоров, доступ к любой электронной почте любого, как это вяжется с неприкосновенностью личности?
"Нельзя допустим просто прослушать телефонный разговор в России, я точно могу вам сказать, без соответствующей там санкции суда. А вот по большому счету так же должно происходить в цивилизованном обществе при борьбе с терроризмом с использованием любых современных технических средств. Если это делается в рамках закона, который регламентирует правила поведения специальных служб, то это нормально. Если это делается вне рамок закона, то это плохо", - говорит Владимир Путин.
Да, но лезть в нашу личную жизнь мы молча разрешили, согласившись, что безопасность важней приватности. Так и нужно, убеждают нас, показывая, как отследили, например, братьев Царнаевых. И мы не спорим, куда же сейчас без камер наблюдения.
Да проживем, парирует Стив Джолли. Его маленький Бирмингем под Лондоном власти как-то хотели накрыть видеоколпаком. Но отступили под напором жителей и согласились демонтировать уже установленные 2 сотни камер.
Москва не Лондон, но и в столице всё меньше "мертвых зон" и когда-нибудь контролирующее око и здесь может стать всевидящим. Москву покрывает примерно 120 тысяч камер, какие-то видят целые проспекты, какие-то 2-3 метра перед собой, но любая, даже видеофиксатор на подъезде, теоретически может стать свидетелем протии вас.
Понятно, что речь о преступлениях, их профилактике и раскрытии. Вопрос в том, что дальше. АНБ с британскими коллегами ведь тоже пишет всех и вся ради цели благой. Борьбы с терроризмом.
"Если бы граждане нашей страны, как и я, могли засвидетельствовать честность и профессионализм мужчин и женщин, работающих в разведслужбах, где трудятся одни из лучших слуг общества, тогда, я полагаю, они были бы уверены в том, что столь важное дело находится в надежных руках", - считает министр иностранных дел Великобритании Уильям Хэйг.
Но Британцы реагируют на эти увещевания, будто не они еще недавно скупали оборудование для наблюдения за детьми. Это когда видеоглаза следят за ребенком от рассвета до заката. А чтобы и после, бонус: микрокамера в носике игрушечного медвежонка. И вот теперь эти же люди создают организацию под названием "наблюдаем за Большим Братом".
"Люди наивно думают, что они свободно обмениваются информацией между собой, в рамках онлайн-сообщества, а не обмениваются информацией с правительством", - отмечает сопредседатель общественного движения "Наблюдаем за Большим Братом" Эмма Карр.
С правительством ли? Думать так, значит не предполагать, что высшие госчиновники тоже под колпаком. Иначе зачем Ангеле Меркель обзаводиться специальным смартфоном, который шифрует ее переписку и звонки. Вся Германия знает, что до этого года переговоры канцлера не защищались.
"Я пишу сейчас новое sms-сообщение моей коллеге Сабине. И когда я его ей отошлю, оно будет зашифровано. Мы применяем 128-битное шифрование. Это значит, что каждому, кто перехватит это sms-сообщение, потребуется 10 миллионов лет, чтобы взломать применяемый нами код", - говорит специалист по защите мобильной связи Ганс-Кристоф Келле.
У рядового потребителя откуда такие аппараты? Скорее те, что, как говорят, способны фотографировать без желания на то хозяина. То есть почти все. А уж куда уходят эти снимки, одному АНБ известно. Наверное, туда же, куда и копии писем, smsок, записи звонков, данные об онлайн операциях и друзьях в социальных сетях. О том, чем мы продолжаем нашпиговывать свою жизнь. Даря ее подробности тому, кто на всякий случай хочет знать о нас все. А случай может и представиться.