Столкновения с полицией происходят на курортах Турции, в крупных городах ситуация накаляется
В 40 миллионов долларов оценивает турецкая полиция ущерб от беспорядков, неутихающих уже несколько дней. Между тем, сегодня могут произойти самые массовые столкновения. К протестующим присоединятся десятки тысяч госслужащих, вышедших на общенациональную забастовку. Турецкие СМИ сообщают о многочисленных провокаторах, замеченных в толпе. Слезоточивый газ уже не действует.
Теперь еще и забастовка. Те, кто брали на работе отгулы, чтобы попасть на митинг, получили от профсоюзов два дня на протесты. Бурчин Одесомнас работает гидом. Сегодня его компания отменила все экскурсии, и многие сотрудники решили "погулять" по площади Таксим без туристов.
"Ничего подобного в Турции не было с 70-х годов. Сегодня даже профсоюзы выступают с митингующими. И, конечно, я их поддержу", - говорит Бурчин Одесомнас.
Впрочем, масштабы забастовки еще не до конца ясны. Однако ожидается, что и без того многочисленная армия протестующих получит подкрепление.
Днем район площади Таксим пустеет, но городские власти не спешат возвращать его под свой контроль, потому что вечером митингующие вернутся и снова встанут на баррикады и тогда новые столкновения неизбежны. Накануне митингующие разобрали всю брусчатку в округе и аккуратно сложили кирпичи на укрепленных позициях. По всей видимости, вечером здесь собираются держать осаду.
Пока главное, что объединяет всех митингующих, - недовольство методами полиции, которая, по словам пострадавших, (а их уже тысячи) действует неоправданно жестоко. Общей идеи, кроме ухода премьера Эрдогана, у собравшихся на площади нет. Зато есть претензии, и их много к непопулярным реформам, которые проводит правительство.
"Это и алкогольные меры, и закрытие кинотеатров, кроме того, речь шла о вопросе снятия с Конституции таких терминов, как Турецкая Республика и понятие "турок". И потом переговоры с главой террористической организации Абдуллахом Айджеланом. Эти все вопросы не обсуждались широкими слоями общественности, а также оппозиционными партиями", - отмечает профессор Университета Экономики и Технологий торговых палат и бирж Турции Торгул Исмаил.
Запрет на продажу алкоголя с 10 вечера до 6 утра и переговоры с лидером Курдской рабочей партии Абдуллой Оджалланом о мире в обмен на уступки курдам - это решения, которые принимал лично премьер-министр. Сам Эрдоган, не ставший, кстати, отменять турне по Северной Африке, считает протесты временным явлением.
"Ситуация уже стала намного спокойнее, и, похоже, здравый смысл восторжествовал. Я думаю, скоро всё наладится, ведь демонстрации проходят не во всей Турции, а только в нескольких крупных городах", - заявил премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган.
Однако среди этих городов уже крупные туристические центры. В Измире накануне полиция применяла газ так же, как и в Стамбуле, обращая в бегство толпу людей, среди которых были и туристы. Многие нашли укрытие и дожидались помощи врачей в холлах гостиниц и даже в мечетях. Неспокойно в Анталии и Бодруме, там тоже были протесты. Правда, пока не такие масштабные.
"Тут много провокаторов, но мы победим! Правительство Эрдогана многие годы ущемляет наши права. Поэтому мы и боремся за них так отчаянно", - говорит местный житель Уур Джан.
Чем закончится эта борьба, сейчас не знает никто. Однако показательный факт: на улицах крупных городов Турции появляются люди с революционной символикой, и с каждым днем их все больше.