В России и Франции вспоминают подвиг советских моряков
81 год назад в Аравийском море моряки советского танкера спасли людей с горящего круизного лайнера "Жорж Филлипар". Даже спустя десятилетия не разгаданы причины той катастрофы.
В этой темной комнате свет включают редко. Чтобы хрупкие и немногочисленные документы, рассказывающие об одной из самых загадочных катастроф французского флота хранились как можно дольше. Бортовой журнал, описывающий первое и последнее путешествие круизного лайнера "Жорж Филиппар", запись обрывается после рапорта капитана об успешной остановке в Коломбо.
На уникальных кадрах, снятых английскими моряками, 1932 год, утро 16 мая, Аравийское море. Два корабля Великобритании подошли к объятому пламенем судну, когда на нем никого уже не было в живых. Пленка почти вековой давности не запечатлела главного участника спасительной операции. Первым на помощь "Жоржу Филиппару" пришел танкер "Советская нефть", который возвращался после сдачи груза из Владивостока в Черное море.
Моряки спасли 483 пассажира, рискуя собственными жизнями. Подняли на борт всех выживших в спасательных шлюпках, но и сами бросились на полыхающий лайнер вызволять из огня людей. Они курсировали между двумя кораблями, пока не убедились: на борту "Жоржа Филиппара" не осталось живых.
"Мы были в третьем классе, все выходы к спасательным шлюпкам были закрыты, моему отцу пришлось ломать замки и крушить перекрытия, чтобы мы могли выбраться, вода была повсюду, противопожарная система работала, открылись все краны и это только мешало, мама в итоге поскользнулась и упала в шлюпку, повредила спину, первую помощь ей оказал доктор советского танкера", - рассказывает пассажир лайнера "Жорж Филиппар" Женевьев Ожери.
Две подруги, они нашли друг друга, несмотря на то, что обе живут в одном городе, совсем недавно, а ведь 81 год назад они вместе играли в детской комнате "Жоржа Филиппара". Мадам Лаверенн было 3 года, а мадам Ожери 8, сегодня они единственные дожившие до наших дней пассажиры лайнера. Обе прекрасно помнят события той ночи.
"На советском танкере было всего человек 20-30 экипажа, они отдали нам всю воду, я до сих пор помню, какая она была на вкус, и всю еду, все их запасы, ничего для нас не жалели! Днем растянули тент: жара была градусов 40", - вспоминает пассажир лайнера "Жорж Филиппар" Мишель Лаваренн.
Целый месяц европейская пресса рассказывала о героизме советских моряков. Газета французских коммунистов "Юманите" даже иронизировала: "советские варвары", как на Западе называли граждан СССР, спасли французских буржуа. Здесь и обвинения в том, что все силы и средства владельцев Жоржа Филиппара были брошены на красоту и роскошь, но не безопасность. Причину пожара пытались найти и во Франции, и в СССР. Выдвигали море версий: от неисправной электропроводки в каюте, или поджоге судна самой компанией ради получения миллионной страховки до происков коммунистов или китайской наркомафии. Писатель Бернар Кайе два года изучал в архивах документы и свидетельства очевидцев. Результат его расследования - книга "Последнее путешествие Альбера Лондра" - все средства от ее продажи пойдут на возрождение дома знаменитого французского журналиста, он был среди 40 погибших пассажиров лайнера. Известный своими острыми репортажами со всего мира, первый иностранный корреспондент, посетивший Советскую Россию, Альбер Лондр возвращался из Китая на пароходе и целыми днями что-то писал, закрывшись в своей каюте.
"Никто не знал, даже редактор "Лондра", над какой статьей он работал, какую информационную бомбу вез с собой на корабле во Францию. Своим секретом он поделился только с супругами Ланг-Вилляр, которые спаслись, французская газета отправила за ними самолет, чтобы быстрее всех записать интервью, но самолет разбился. Очевидно, что кто-то очень не хотел, чтобы расследование Альбера Лондра было опубликовано!" - считает писатель, автор книги "Альбер Лондр, конечная остановка: Гардафуй" Бернар Кайе.
В архиве судовой компании, которой принадлежало судно и которая существует до сих пор, самым ценным документом называют письмо, рассказывающее о желании компании выплатить 50 тысяч франков советским героям.
"В ответе советских моряков говорится, что они не воспринимают спасение как работу, которая может быть оплачена. Это был их долг. Тогда наша компания отправила не деньги, а золотой хронометр, не отблагодарить просто не могли", - рассказывает сотрудник архива Клеменс Дюкруа.
Хронометр, как и все награды, передали в музей, но, как говорит родственница капитана "Советской нефти", все бесследно пропало. Сам же решивший прийти на помощь пассажирам лайнера, несмотря на всю опасность, капитан Алексеев никогда себя героем не считал.
"Он был моряком старой закалки, моряком, который мог и рискнуть, когда нужно, и принять новое правильное решение", - рассказывает дочь племянника капитана Лариса Алексеева.
Сегодня единственные дожившие до наших дней пассажиры лайнера в своем первом интервью для российских зрителей просят передать слова, которые они, маленькие девочки, навсегда запомнили 81 год назад: "Спасибо!"
"У меня 7 детей, 13 внуков и 14 правнуков, наша семья всегда будет помнить, кому мы обязаны жизнью", - говорит пассажирка лайнера Женевьев Ожери.