Идёт расследование инцидента с российским пассажирским самолетом в небе над Сирией
Инцидент с российским пассажирским лайнером в небе над Сирией под пристальным вниманием Москвы. Речь идёт об "Аэробусе", который летел из Шарм-Эль-Шейха в Казань. По первым сообщениям, совсем близко от самолета разорвались две ракеты "земля-воздух", которые выпустили сирийские боевики. Но позже поступила информация, что при пересечении воздушного пространства Сирии пилоты заметили, что на земле идет бой, и это могло представлять угрозу лайнеру. В Росавиации уже заговорили о необходимости прекратить полеты над районами боевых действий. Но это лишь рекомендации авиакомпаниям. Пока вопросов больше чем ответов.
Чартерный рейс из Шарм-эль-Шейха приземлился в Казани точно по расписанию. Но публикации информагентств про обстрел российского самолета над территорией Сирии напугали так, как если бы снаряды (в сообщениях говорилось о ракетах "земля-воздух") достигли своей цели.
Пока в российском МИД выясняют все подробности этого авиаинцидента, Росавиация до особого распоряжения, рекомендовала российским авиакомпаниям избегать полетов над районами боевых действий.
"Росавиация считает необходимым российским авиакомпаниям запретить до особого указания выполнять полеты гражданских воздушных судов, включая транзитные, в районах полетной информации государств, в которых ведутся боевые действия", - говорится в заявлении.
Предположения коллег летевшего в ту ночь командира "Аэробуса" (сам он оказался недоступен для комментариев) не внесли ясности в эту историю.
"Был обстрел, не было обстрела - надо разговаривать с экипажем, который эту кашу заварил, они видели ракеты, которые поднимались на высоту примерно 10 километров. Были ли это ракеты или какие-то другие вещи, никто не знает", - отмечает пилот самолета А-320 Николай Распопов.
Сам Николай Распопов уверяет, что без каких-либо проблем летел на том же самолете тем же маршрутом спустя несколько часов после атаки.
О деталях обстрела вторые сутки подряд рассуждают и спорят и гости авиафорумов, где имеются такие сообщения:
"Если стреляли зенитной ракетой, даже двумя, то как смогли промазать? И жутко интересует маневр, которым смогли уклониться. Не у всех истребителей получается".
"Мне интересно, как экипаж обнаружил пуск и "смог увести самолет в сторону".
"Что-то тут не то. ПЗРК не долетел бы до них, ЗРК самый старый не оставил бы ни одного шанса".
Но развеять эти сомнения будет практически невозможно. Боевики так называемой Свободной Сирийской армии еще год назад пообещали сбивать гражданские самолеты в стране. Есть кадры, на которых пассажирский лайнер пытаются достать пулеметными очередями.
Даже такая охота на самолетами дает результат. Из Сирии регулярно приходят сообщения о сбитых вертолетах и военных самолетах. В последнее время - террористы этого не скрывают - у них появились и мощные зенитные комплексы. Иногда трофейные, иногда поставленные зарубежными спонсорами. От залпов некоторых из них и на 10-километровой высоте уже не спрятаться.
"Думаю, эти случаи будут повторяться, и не единожды, чтобы дать возможность натовским войскам создать зону безопасности от полетов. 900 километров между Турцией и Сирией. И в этой зоне безопасности наверняка будет действовать Свободная Сирийская Армия", - говорит руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок.
Создание бесполетной зоны позволило бы НАТО провести операцию в Сирии по ливийскому сценарию: пользуясь превосходством в воздухе, бомбить правительственные войска. Сейчас этого не дает сделать вето России и Китая в Совбезе ООН. Но сбитый боевиками самолет создал бы опасный прецедент и наверняка бы усилил попытки взять под контроль небо над Сирией в обход международного права.
Судя по интернет-мониторингу авиаперелетов, в отличие от соседней Турции или хотя бы Ирака над Сирией уже сейчас почти бесполетная зона. Чужие здесь пока не летают, но и своих почти не осталось. Большинство авиакомпаний из соображений безопасности давно отменили свои регулярные рейсы в сирийские аэропорты.