А был ли шарфик — смерть Березовского обрастает загадочными подробностями
Мертвая петля - Скотланд-Ярд сделал первые заявления об обстоятельствах смерти в пригороде Лондона бывшего олигарха Березовского. Информация крайне скудная, и сегодня, на девятый день, известно лишь, что скончался не от естественных причин.
На месте происшествия найдена лигатура. Начались вопросы - что за лигатура? Ведь по-русски в таком контексте это - нить для соединения органов или тканей. В британском словаре криминалиста - нечто длинное и прочное. От шнурка до шарфа. Подробностей никаких, поэтому начали появляться версии.
Британская газета "Санди Таймс" уверяет, что незадолго до смерти Березовский должен был получить 300 миллионов долларов от некой инвестиционной фирмы. И для британцев это - повод сомневаться в версии самоубийства. Получил Березовский деньги или нет - неизвестно.
Квест - есть такой жанр компьютерных игр, когда игроку, чтобы пройти уровень, нужно отыскать в некоем замкнутом пространстве какие-нибудь предметы. На первый взгляд, невидимые. Причем, быстро находится что-то малозначительное, а важный для решения головоломки предмет можно обнаружить в самом конце и выяснится, что все это время он был перед глазами.
Всю неделю, с момента известия о смерти Березовского, британская полиция, будто новичок, висела на первом уровне квеста. Точнее заставила всех остальных чувствовать себя словно в компьютерной игре. Даже пространство было ограничено. Оцеплен особняк, где нашли тело беглого олигарха. Затем в деле стали появляться первые предметы. И каждый новый запутывал его все больше.
Первым отыскался шарф. Через два для после смерти Березовского его бывшая жена сообщила, что видела рядом с телом этот предмет. Спустя сутки патологоанатомы вдруг рассказывают о сломанном ребре. Еще через день появляется информация о некоем перевязочном материале или шнуре на шее покойного.
Странный порядок обнародования деталей, ведь вроде бы главный, говорящий о многом предмет появляется последним. Почему? Друг умершего олигарха Юлий Дубов - один из не многих не полицейских, кто общался с охранником Березовского Ави Навамой, бывшим израильским спецназовцем. Именно он обнаружил тело. И вряд ли его рассказ Дубову чем-то отличался от показаний на допросе в полиции.
"Ави не говорил ни о веревке, ни о ткани, ни об узле, ни о чем. Он приехал в дом после 3 часов. Увидел телефоны, на которых были неотвеченные звонки. Он выломал дверь в ванную, увидел Бориса, который лежал на полу. Он лежал на спине, у него было спокойное лицо. Правую руку он держал на груди. Он потрогал его за руку, увидел, что она холодная, вызвал врачей и полицию", - рассказал Юлий Дубов.
Как охранник не заметил шарф или жена Березовского веревку на шее - не понятно.
"Где этот шарф?! Теперь уже какие-то бинты там. Или ткань. Какая ткань?! То есть все носит характер такого полудетектива. Но это делается специально. Для того, чтобы развернуть всю эту трагикомедию дальше, - убежден в 1961-1965 годах резидент разведки СССР в Лондоне Михаил Любимов. - Это сейчас, поверьте мне, еще несколько дней и начнется вакханалия, что опять рука Москвы, убили Литвиненко, теперь Березовский, кто следующий".
Версия о том, что информация дозируется специально, отчасти подтверждается еще одной загадкой - почему следствие больше двух суток не могло определить причину смерти. Сердечный приступ или удушение? Хотя обычный врач скорой помощи в России сделает это с первого взгляда.
"Смерть от сердечного приступа разительно будет отличаться от смерти от удушения, даже если не было там признаков борьбы", - сказал врач скорой помощи Константин Бурлаков.
При сердечном приступе изменяется цвет лица, а при удушении образуется так называемая странгуляционная борозда, отпечаток петли на шее. То есть, если все было понятно сразу, значит, два дня не разбирались, а скрывали выводы медэкспертов. И зачем со всех, хоть как-то причастных к последним часам жизни Березовского, полиция взяла подписку о неразглашении. Даже с журналиста, который говорил с Березовским в день его смерти. Во всяком случае, так утверждает корреспондент журнала "Форбс".
"Потому что я связан в том числе моими соглашениями с полицией британской. Вот, я давал показания и теперь уже, в рамках расследования, я должен молчать", - сообщил обозреватель журнала "Форбс" Илья Жегулев.
А вот написать успел. В своей статье Илья Жегулев рассказывает о той встрече с Березовским, о том, какие мысли им владели за несколько часов до смерти.
Из журнала "Форбс": "Я не знаю, что мне делать. Мне 67 лет. И я не знаю, что мне дальше делать… Вернуться в Россию... Ничего я больше так не хочу, как вернуться в Россию".
И даже эта последняя встреча с журналистом рождает больше вопросов, чем ответов. Например, почему Березовский попросил репортера выключить диктофон.
"Он хотел, чтобы эти мысли были донесены в нашем тексте, но он ни в коем случае не хотел, чтобы это было официальным комментарием. Просто он, возможно, дал кому-то обещание, возможно, подписал какое-то соглашение. Но в любом случае он не хотел, чтобы это выходило под его именем. Он хотел, чтобы я это донес, как будто слышал от его друзей", - рассказал обозреватель журнала "Форбс" Илья Жегулев.
Дубов подтверждает, что договаривался о встрече, которая прошла с полным соблюдением странных условий выдвинутых Березовским. Что за игры для человека, который собирается свести счеты с жизнью? Не дождался ответа от Путина на покаянное письмо и решил сделать публичное признание? Тогда опять - почему не заявление на диктофон? Чем его пугало именно интервью? Обещал ли он кому-то не общаться с журналистами и слово не сдержал? Чего боялся? Или кого?
"Было несколько человек, кому было выгодно его молчание, потому что как человек и как бизнесмен он постоянно с кем-то враждовал. Было несколько судебных серьезных исков по крупным суммам - один из них он проиграл Абрамовичу. Были и другие. Такой человек, как он, легко наживал себе врагов. Поэтому каждый из них был заинтересован в том, чтобы он умер", - сказал политолог Марк Маккоули.
И снова вопрос - враги же не вчера появились. И если убийство, что подтолкнуло к срочной ликвидации?
"Ну, грубо говоря, английские спецслужбы открыто признали, что они работали с Литвиненко. Ну допустить, что они не работали с Березовским может только умалишенный, на самом деле. Это абсурд. И когда человек, плотно находившийся на контакте британских спецслужб, пишет письма Путину, признавая свои ошибки, я не думаю, что это вызовет восторг телячий у спецслужб Британии", - говорит телеведущий Михаил Леонтьев.
Он не собирался умирать, твердят те, кто знал о планах Березовского, который бронировал отель в Израиле, а после собирался в Африку на сафари. Квест из-за недосказанностей, дозировки информации обрастает уже и мистикой. И теперь кажется пророческим интервью годичной давности, в котором Березовский подшучивает над своей будущей судьбой.
Из еженедельника "Бульвар Гордона": "Как-то своей жене сказал: "Послушай, я что-то неважно себя чувствую". - "Что с тобой?" - спросила она. - "Да что-то сердце давит". - "Послушай, Борь, тебя либо убьют, либо у тебя будет сердечный приступ и умрешь ты мгновенно, в одну секунду, так что не парься".
Теперь ждут слова от коронера ее Величества. Если он решит, что в смерти Березовского не виноват ни шарфик, ни веревка, а скажем, больное сердце, можно ждать, что тело отдадут родственникам через неделю-другую. Так было, когда причиной смерти в той же Британии бизнес-партнера Бадри Патаркацишвили назвали сердечный приступ. Если же останутся версии суицида или убийства, квест продолжиться и значит, могут появиться новые предметы.