Спустя два года после аварии на японской АЭС ученые продолжают мониторинг изменений окружающей среды
В непосредственной близости от побережья всё ещё можно выловить радиоактивную рыбу. Впрочем, как уверяют, до рынков или магазинов такая продукция дойти не может.
Норма содержания радиоактивного цезия в этих двух рыбах превышена - ни много, ни мало - в 7 тысяч раз. Их выловили в километре от аварийной АЭС "Фукусима-1". Рыбу здесь добывают, конечно, не для употребления в пищу - подобный промысел строго запрещён, а исключительно для исследований. Мониторинг флоры и фауны в районе аварии продолжается и спустя два года после неё. Дальневосточные учёные-океанологи отмечают: радиоактивные морепродукты вряд ли могут оказаться на столе потребителя в России. Течения и пути миграции просто не позволяют рыбе с восточного побережья Японии попасть в нашу зону промысла.
"Рыбы, которые живут непосредственно в этом районе, могут быть заражены. А они, естественно, не могут проникнуть в Охотское море или куда-либо далеко. В том же районе наши рыбаки не имеют юридического права промышлять", - рассказал заведующий сектором гидрологии Японского моря и Северо-Западной части Тихого океана ТИНРО Юрий Зуенко.
По закону, все морепродукты, перед тем как оказаться на российском рынке, должны проходить санитарный контроль.
После выгрузки партии рыбы в порту некоторая её часть обязательно попадает в ветеринарную лабораторию, где её подвергают тщательному радиологическому анализу. Сначала рыбу измельчают в фарш, затем сжигают на печи до состояния чёрного концентрата, а потом при ещё более высокой температуре превращают в серую золу. Так из продукта уходит вся органика и можно определить, сколько в нём, например, радиоактивного стронция.
Если показатели по стронцию или цезию превышают норму, составляется протокол, и всю партию продукта бракуют. Анастасия Гарбовская каждый день исследует, как минимум, по пять образцов морской рыбы.
Замеры лосося, выловленного в Охотском море, показывают: концентрации опасных элементов в нём ничтожно малы. По словам Анастасии, за всё время после аварии на Фукусиме, у неё ни разу не было поводов для тревоги.
"Практически вся рыба, которая идёт, нулевой активности. Есть некоторые чуть выше, чем нулевая активность. Но они вполне укладываются в норму и соответствуют нормативным документам", - отмечает ветеринарный врач лабораторного комплекса ветеринарно-санитарной экспертизы Дальневосточного Федерального университета Анастасия Гарбовская.
Сами японцы, несмотря на радиоактивную угрозу, не отказываются от даров моря - лишь усиливают контроль. На морской плантации в городке Мацусима выращивают устриц. Моллюски способны накапливать опасные вещества - цезий и стронций - гораздо быстрее и в больших дозах, чем рыбы. Но старый рыбак Сакурай Тадаши уверяет: о качестве его устриц, как и других японских морепродуктов, беспокоиться не стоит.
"Я слышал, что возле Фукусимы вылавливают радиоактивную рыбу. Но ведь там была авария. А у нас всё чисто. Когда мы сдаём продукцию в кооператив, её обязательно замеряют на радиацию. При поступлении в торговую сеть проверяют ещё раз. Кроме того, ветеринарные службы постоянно проводят рейды. Так что заражённая рыба и моллюски на рынок не попадут", - заверяет работник морской плантации Сакурай Тадаши.
И всё же промысел у восточных берегов Японии, по оценкам учёных, ещё долго будет оставаться рискованным занятием. Под давлением властей и рыбаков ТЭПКО - компания-оператор аварийной АЭС "Фукусима", принимает меры, чтобы свести вред экологии к минимуму. В акватории бухты поблизости со станцией установлены специально разработанные заграждения. Они должны предотвратить попадание радиоактивной рыбы в открытое море.