Кипр готовится к новому раунду переговоров с Евросоюзом
Минувшим вечером парламент страны после массовых протестов отклонил законопроект о налоге на банковские вклады. В карман граждан за деньгами (как настаивал ЕС) лезть не рискнули. Но, чтобы избежать дефолта, брать их откуда-то придется. И за помощью обращаются уже не только к европейским партнерам.
Ни одного голоса "за". Но когда звучит слово "против", 36 кипрских парламентариев поднимают руки. 19 человек предпочли воздержаться. Это всё, что могли сделать представители правящей партии в данной ситуации. Примечательно: всего у них 20 голосов в парламенте. Значит, кто-то один всё же проголосовал против, вразрез с общей партийной линией. Закон о налоге на депозит провалился.
Ликование, это реакция улицы на новость о том, что скандальному закону сказали "нет". Люди собрались возле здания парламента ещё за несколько часов, до того как депутаты приехали голосовать. Волновались. Кстати, некоторые пришли сюда с российскими флагами. Экономика Кипра во многом держится именно на инвестициях российского бизнеса.
"Всё, что происходит сейчас на Кипре, это проверка. Вскоре то же самое попытаются сделать в Испании, Португалии и Италии", - считает один из жителей Кипра.
"У них нет права прикасаться к частным сбережениям людей, которые всю жизнь работали, чтобы скопить денег для своих детей!" - убеждена жительница республики.
Теперь главный вопрос: что дальше? Кипру требуется 17 миллиардов евро на преодоление экономического кризиса. 10 миллиардов обещал выделить Евросоюз. Непременное условие: остальные деньги республика возьмёт со счетов вкладчиков. Отклонив сегодня этот проект, Кипр лишился помощи Евросоюза. Но у правительства есть некий "План Б": всё равно просить помощи в Европе. Причём без всяких обязательств, на таких условиях раньше из кризиса выводили Грецию.
"Мы лишь малая точка на карте мира. Действия Еврогруппы, её решения по Кипру незаконны, нецелесообразны. Что это за отношения, если не уважаются права человека и личности?" - говорит лидер Демократической партии Кипра Мариос Карапет Кароян.
Президент Кипра Никос Анастасиадис по телефону обсудил ситуацию в республике с Владимиром Путиным. Причём, инициатива исходила с кипрской стороны. В ходе беседы российский Президент вновь выразил озабоченность в связи с возможными мерами, которые могут нанести ущерб российским частным вкладчикам и компаниям.
А ещё вчера, 19 марта, в Москву прилетел министр финансов Кипра. Кстати, он назвал слухами информацию о том, что хотел уйти в отставку.
"Нам предстоит обсудить с российским правительством много вопросов, касающихся укрепления наших взаимоотношений. Сейчас настали не самые лучшие времена, поэтому нам необходимо поговорить с нашими друзьями и понять, как нам следует дальше взаимодействовать, чтобы выйти из трудной ситуации", - сказал Министр финансов республики Кипр Михалис Саррис.
Вот на что мягко намекает Михалис Саррис: а нельзя ли снизить проценты и расплатиться на 5 лет позже? В 2011 году Россия предоставила Кипру кредит 2,5 миллиарда евро. Ранее глава Минфина Антон Силуанов заявил: Евросоюз не советовался с Россией, когда предлагал ввести налог на депозиты.
Однако, по мнению, например, канцлера Германии Ангелы Меркель, Кипр обязан обсуждать пути выхода из экономического кризиса только с европейскими кредиторами: Европейским Центробанком, Международным Валютным Фондом и Еврокомиссией.
Тем временем, английское правительство уже принимает конкретные меры. Военным самолётом на Кипр отправляют миллион евро. Наличными. Военнослужащим, находящимся в республике. Ведь любые банковские переводы остановлены. Банки попросту закрыты.
Сегодня, 20 марта, днём президент Анастасиадис созывает экстренный совет лидеров партий. Чтобы обсудить пути выхода из кризиса. И разработать стратегию действий на ближайшие дни.
Главное опасение, что как только в стране откроются банки, произойдёт это, скорее всего, 21 марта, киприоты массово устремятся за деньгами. Доверие к банковской системе страны подорвано. Если 20% вкладчиков заберут свои средства, финансовые учреждения ждёт банкротство. А экономику Кипра крах.